Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюТеплоэнергетикаДля реализации планов местной власти нужно иметь политическую свободу
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Для реализации планов местной власти нужно иметь политическую свободу

Перед тем, как начинать энергоэффективные проекты, надо, прежде всего, понимать, чего мы хотим достичь, какая у нас конечная цель, ведь такие проекты очень дорогие.

«У.К.» пообщалась с руководителем группы СОМО-East, «Соглашение Мэров» Анатолием Копцем о том, готовы ли украинские города к энергоэффективным решениям, есть ли уже в Украине примеры успешной реализации программ по енергоефекивности и сколько украинских городов присоединились к «Соглашению мэров».

Анатолий Степанович, насколько украинские города готовы к енергоенергоефективным решениям? Есть ли у муниципалитетов понимание, что необходимо уменьшать энергопотребление?

- Перед тем, как начинать энергоэффективные проекты, надо, прежде всего, понимать, чего мы хотим достичь, какая у нас конечная цель, ведь такие проекты очень дорогие, поэтому перед тем как вкладывать средства, нужно сделать анализ ситуации, сложившейся в энергетической сфере и разработать четкие программы действий. 

Какие это должны быть программы? 

- Речь идет о муниципальных энергетических планах, которые, по сути, отражают стратегию действий в сфере энергосбережения. Но для этого нужно не только понимание со стороны местных органов власти, а также готовность к выполнению определенных обязательств, установление Европейской комиссии. Эти обязательства касаются и уменьшение энергоемкости производства и сокращения выбросов в атмосферу и снижения объемов энергопотребления. Например, Львов, который уже реализует энергетический план и присоединился к «Соглашению Мэров», взял на себя обязательство сократить энергозатраты в жилом фонде на 45-50% к 2020 году. Как вы понимаете, это очень серьезный показатель, и для реализации таких планов местной власти нужно иметь, прежде всего, политическую волю. 

Есть ли уже в Украине примеры успешной реализации программ по енергоефективности? 

- Да, кроме уже названного мною Львова, такие энергетические планы реализуются в Каменец-Подольском, маленьком городе Долина Ивано-Франковской области, городах Вознесенск и Первомайск Николаевской области. 

Сколько вообще городов присоединились к «Соглашению Мэров»? Сколько из них украинских? 

- Общее количество участников Соглашения составляет 3983 города со всех уголков мира. К нам даже обращаются с просьбой о вступлении города Австралии. Из них порядка 1200-1300 украинских городов, которые присоединились или задекларировали свое желание присоединиться к Пакту мэров. Стоимость проектов енергоефекивности, которые были написаны в рамках настоящего Соглашения в Украине составляет около 2 млрд евро. Причем 25 украинских городов уже имеют энергетические планы. 

Какова дальнейшая процедура согласования проектов по эффективности? Какой следующий этап после принятия городом энергетического плана? 

- Если говорить о реализации, нужно сначала подтвердить качество муниципального энергетического плана. Европейская комиссия специально для городов, присоединившихся к Соглашению, создала центр поддержки Joint Research Center. Это институт технической помощи, где энергетические планы проходят процесс верификации. То есть, европейские эксперты проверяют правильность выбранной стратегии. С того момента, как город утвердил энергетический план, оно может начать разработку энергоэффективных проектов в различных сферах, например, в жилищном фонде, на объектах коммунальной инфраструктуры, в бюджетной сфере, благоустройстве и т.д. Надо понимать, что сам муниципальный энергетический план - это набор предложений по реализации мероприятий по енергоефекивности в различных сферах, а дальше города пишут инвестиционные проекты, средства на реализацию которых в виде ссуды предоставляют международные банки, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк , KFW. 

Финансирование предоставляется только в форме займа? Возможно предоставление средств на грантовой основе?

- Банки предоставляют лишь кредиты. Это понятно, потому что любая финансовая организация заинтересована в возвращении своих вкладов. Гранты могут предоставляться на определенном этапе. Например, Европейский инвестиционный банк предоставляет городам, которые уже утвердили энергетические планы, на безвозвратной основе средства на разработку технической документации инвестиционного проекта. Эта сумма обычно составляет одну двадцатую от всей стоимости проекта. Т.е. в данном случае банк сознательно идет на риск и готов потеряет средства, в случае, если проект по енергоефекивности так и не будет реализован. Но это пример экономического стимулирования муниципалитетов по реализации мероприятий по энергосбережению. 

С какими рисками сталкиваются муниципалитеты при реализации энергетических планов? 

- Прежде всего, это отсутствие квалифицированных кадров, которые разбираются в вопросах энергоменеджмента. Кроме того, надо понимать, что очень трудно привлечь специалиста высокого уровня для работы в бюджетной сфере. Муниципалитет не может предложить ему достойного уровня оплаты, но при этом ты не посадишь работать сотрудников ЖЭКов, для этого нужны знания.

Во-вторых, в енергоменеджменте приходится работать в условиях фактического отсутствия стастичнои информации об объемах потребления производства энергии и ресурсов в конкретном регионе. Потому что нет надлежащей системы учета ресурсов, а также статистика не отслеживает динамику развития за день, месяц и т.д.. 

В-третьих, в условиях постоянного роста цен на энергоресурсы, невозможно спрогнозировать, какой будет цена газа или другого энергоресурса, как она будет меняться. Кстати, в бюджет государство вносит в начале года фиксированный прогноз, а дальше стоимость энергоресурсов меняется несколько раз в год.

Но самый сложный момент - это изменить сознание людей, которые ежедневно потребляют энергию, объяснить им, почему нужно инвестировать немалые средства в сохранение энергии, что в дальнейшем это обернется для каждого украинца еще сохранением его денег в кошельке, которые он не будет отдавать за потребленную энергию.

Справка
Европейская инициатива «Соглашение мэров» возникла в 2008 году с целью содействовать органам местного самоуправления в сфере улучшения энергоэффективности, а также решения глобальных энергетических и климатических проблем.

Беседовала Мария Цатурян

 
Комментарии (0)