Рус Укр
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Тоннельный синдром

В отличие от магистралей, где ремонт предполагается лишь периодически, тоннели требуют эксплуатационных расходов постоянно. В частности, затрат требует освещение, принудительная рециркуляция воздуха, строительство путей эвакуации...

С превращением Киева из столицы союзной республики в столицу европейского государства,  количество личного, муниципального и транзитного транспорта в городе выросло в разы. Транспортная проблема обострилась настолько, что дошла до сознания киевских чиновников. Решать ее собираются, начав строительство транспортных тоннелей.

О том, что в Киеве назревает транспортный коллапс, свидетельствуют и результаты исследования  компании The Boston Consulting Group (BCG), которая принимала участие в разработке «Стратегии развития Киева до 2025 года». Дороги в столице составляют всего 2% от общей площади города, тогда как по стандартам ЕС она должна равняться  не менее 8%. 

Решение о строительстве автодорожных тоннелей было принято 6 февраля  в Киевской городской госадминистрации (КГГА) на заседании конкурсной комиссии по привлечению инвесторов к финансированию строительства и инженерно-транспортной инфраструктуры города. По словам председателя этой комиссии Руслана Крамаренко, город планирует строительство 5-7 тоннелей. В свою очередь, председатель главы КГГА Александр Попов заявил, что город уже ищет компанию, которая будет выполнять строительные работы. По его словам, власти уже ведут переговоры с иностранными инвесторами из ЕС, Китая, Индии и Японии. Проектом также заинтересовался Экспортно-импортный банк Китая и французская компания Vinchi. 

Первый двухэтажный тоннель планируется от станции метро «Левобережная» до площади Победы длиной 7,1 км. Его ориентировочная стоимость составляет 600-700 млн евро.

Второй – пройдет от Дарницкого моста до Железнодорожного шоссе протяженностью 1,5 км; третий, длиной 11 км, соединит проспект Науки и ст. метро «Дорогожичи». Четвертый проект предполагает строительство тоннеля от ул. Старонаводницкой  до ул. Фрунзе. Пятый, протяженностью 2,5 км, соединит районы Оболонь и Троещину. За счет этого тоннеля предполагается продлить Большую окружную дорогу на правом берегу Днепра, а также проложить новую трассу на левом.

Последний проект касается 4-киллометрового тоннеля, соединяющего Бориспольское и Столичное шоссе.

Долго ли, умеючи?

При этом, тема строительства подземных тоннелей в Киеве не нова. Подобного рода проекты, правда, в оборонительных целях пытались строить еще до Великой Отечественной войны в 1936-1941 годах. Но даже в сталинские времена, когда вся страна работала на оборону, экономическая ситуация не позволила реализовать такой масштабный проект.

Сейчас же речь идет о двухуровневых тоннелях диаметром 14 метров для обеспечения  4-х рядного движения. Кроме того, особенностью тоннелей также является то, что их эксплуатация является достаточно сложной. В отличии от магистралей, где ремонт предполагается лишь периодически, тоннели требуют эксплуатационных расходов постоянно. В частности, затрат требует освещение, принудительная рециркуляция воздуха, обеспечение правил пожарной безопасности, строительство путей эвакуации. Не говоря уже о том, что в случае ДТП в тоннеле образуется затор, который в отличие от дороги или моста, объехать практически невозможно.

Эксперты неоднозначно оценивают условия инвестирования в проекты. Так, по мнению академика транспортного университета Владимира Полищука, решения о строительстве тоннелей должны приниматься только в контексте реформирования всей транспортной системы города. «Важна не только стоимость строительства тоннелей, но и стоимость их эксплуатации. А последняя значительно превышает стоимость мостового перехода», - отметил он.

Г-н Полищук также рассказал «У.К.», что в мировой практике все чаще реализуется модель инфраструктуры, которая называется «Экологичный город». Речь идет о работе специалистов различных компаний удалено через интернет, таким образом, человеку не нужно ездить в офис. «Это гораздо рациональней и дешевле миллионных вложений в транспортные системы», - отметил эксперт. По его словам, срок окупаемости проектов по строительству тоннелей очень велик: «Концессия на такие объекты дается, как правило, на 49 лет, а окупаемость наступает не ранее, чем через 30 лет», - сказал Владимир Полищук.

Тем временем, в институте «Киевдормостпроект» отмечают, что строительство одного погонного километра тоннеля обойдется в 1 млрд грн. В «Киевавтодоре» стоимость погонного метра строительства подводных тоннелей оценили в 700 тыс. грн. По словам генерального директора «Киевавтодора» Георгия Глинского, сам проект и механизм его реализация одобрены международными специалистами, приглашенными городской властью. Реализация проекта будет оплачиваться за счет гранта на сумму 216 тыс. евро Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). По его словам, проект  предусматривает возврат инвестиций за счет платного проезда по тоннелю, а в случае недостатка средств – доплаты из госбюджета.

Неоправданные риски

Однако эксперты новые инфраструктурные проекты воспринимают скептически. По словам заместителя директора института «Киевгенплан» Владимира Желтовского,  скорость прокладки метрополитена с учетом специфики киевских грунтов в лучшие времена составляла до 1 км в год. «Что касается конкретного тоннеля с площади Победы на левый берег, то этот проспект и так забит. И расширить его едва ли реально. А пуск в строй тоннеля на левый берег, минуя центр города, спровоцирует еще больший приток транспорта на проспект Победы, равно как и приток транспорта на Броварской проспект», - сообщил эксперт. В свою очередь, главного архитектора Киева Сергея Целовальника смущает отсутствие необходимого для строительства оборудования. По его словам, пока нет определенности покупать его или  брать в аренду.

Вице-президент Лиги экспертов Украины Светлана Бовсуновская, считает экономические риски при реализации подобных инфраструктурных проектов неоправданными. «Любой кредит или инвестиция дается под определенные гарантии. И кредитор, и инвестор, в первую очередь, бизнесмены. Они ничего не вложат, не просчитав своей выгоды. А что может быть залоговым обеспечением,  если кредит берет территориальная община города в лице КГГА? Только коммунальное имущество, объекты недвижимости, участки земли в каких-то компаниях. Скорее  всего, речь идет о возможности привлечения в строительную отрасль колоссальных средств, которые не только лягут тяжелым бременем на городскую казну, но и могут замедлить выход Украины из экономического кризиса», - уверена она.

Константин Егоров

 
Комментарии (0)