Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоБюджет столицы: как Киеву заработать деньги?
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 




 


 

Бюджет столицы: как Киеву заработать деньги?

В Верховной Раде решается вопрос о ежегодном выделении Киеву нескольких дополнительных миллиардов и перераспределении финансовых потоков. Шансы на практическое воплощение этой идеи призрачны, но есть.

В конце мая народный депутат Валерий Карпунцов подал в Верховную Раду два законопроекта – №4939 и №4940. Согласно пояснительной записке, целью проектов является обеспечение эффективного функционирования Киева. Первый из них изменяет систему управления столицей (объединяет должности киевского мэра и председателя КГГА, и упраздняет райгосадминистрации). Второй – наполняет бюджет Киева дополнительными миллиардами за счет изменения Бюджетного Кодекса. Отдельным разделом в первом проекте расширены полномочия органов местного самоуправления по организации и контролю за автопарковками, что также должно принести Киеву немалый доход.

В одном лице

Судьба проекта № 4939 уже решена. 3 июня для его принятия Верховной Раде не хватило 5 голосов. Хотя, по сути, проект лишь приводит в соответствие с Конституцией закон «О столице Украины – городе-герое Киеве»: определяет, что Президент автоматически назначает председателем КГГА победителя выборов на пост киевского мэра. Провален он в основном по политическим причинам, что не исключает реванша (если изменится позиция «Батькивщины», которая поддержала проект всего 12 голосами).

Напомним, что Конституционный суд в 2008 году принял решение №10-рп/2008, в котором прямо указал, что Киевскую городскую государственную администрацию должен возглавлять мэр, избранный киевлянами.

Новация проекта №4939 – упразднение киевских районных администраций. Вместо них проект предлагает создать районные представительства КГГА и наделить их широкими полномочиями по управлению районами Киева. По словам автора законопроекта, эти инициативы – первые шаги к децентрализации власти и самоуправлению.

Как столица заработает на автопарковках

Помимо того, проект №4939 направлен на обеспечение дополнительных поступлений в бюджет Киева в результате усиления контроля за деятельностью автопарковок. Он восполняет давно существующий законодательный пробел. Дело в том, что сегодня ни законом «О местном самоуправлении в Украине», ни законом «О дорожном контроле» участие местных властей в автопарковочном процессе не предусмотрено. А главным регулирующим документом являются Правила парковки транспортных средств, утвержденные Постановлением Кабмина №1342 от 3 декабря 2009 года – им власти и руководствуются в своей деятельности. Проблема в том, что реальная ответственность за нарушение Правил сегодня отсутствует: парковщик может лишь заблокировать выезд автомобиля с площадки и потребовать оплатить парковку через суд.

Читайте также: Бюджетные средства тонут в воде

 

Документ вносит необходимые поправки в оба закона: расширяет полномочия местных властей и относит к их компетенции принятие решений об организации, оборудовании и функционировании автопарковок. Кроме этого, он наделяет местных чиновников правом контролировать деятельность парковок, рассматривать дела о нарушениях, составлять админпротоколы и взимать штрафы с нарушителей. Сами штрафы проект также устанавливает – дополняет Кодекс об административных нарушениях новой статьей «Нарушение правил парковки транспортных средств».

«Вы помните, какая у нас была дискуссия по поводу того, что на парковках не отводятся места для инвалидов, что автомобили паркуются на магистралях, из-за чего не могут подъехать пожарные машины; что работа по получению средств за парковку не упорядочена (а это колоссальные средства, которые не поступают в местные бюджеты)», - обосновал необходимость принятия проекта №4939 Валерий Карпунцов, выступая перед депутатами 3 июня.

Примечательно, что несмотря на провал проекта №4939, большая часть предусмотренных им нововведений может начать действовать уже в ближайшее время. По иронии судьбы, в день подачи проекта №4939 – 29 мая – Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно правил парковки транспортных средств и установления ответственности за нарушение правил парковки транспортных средств» (проект №2499). 5 июня закон направлен на подпись Президенту.

При этом за исключением нормы, наделяющей местных чиновников правом рассматривать административные «автопарковочные» дела и взимать штрафы с нарушителей, нововведения проекта №4939 и нового закона очень похожи. Даже размер штрафов ими предусмотрен аналогичный – от 8 до 12 необлагаемых минимумов доходов (136-204 грн)  за неоплату водителем услуг по парковке и в размере от 15 до 18 минимумов (255-306 грн) – за парковку на местах, предназначенных для бесплатного размещения транспорта инвалидов и льготников.

Принципиальное отличие закона лишь в том, что им установлен четкий норматив обеспечения парковками областных центров и Киева: 5% и 10%, соответственно. Закон может вступить в силу уже в ближайший месяц.

С каждой зарплаты – бюджетный доход

Что же касается проекта №4940, он предлагает внести в Бюджетный кодекс три ключевые поправки:

- направлять в местный бюджет Киева 100% налога на доходы физических лиц, собираемого на территории города (а не 50% как сейчас);

- дополнить перечень бюджетных трансфертов субвенциями и бюджетными дотациями для выполнения Киевом функции столицы;

- устанавливать лимиты средств, которые передаются Киевом в государственный бюджет в виде трансфертов, один раз в 3 года (а не ежегодно, как сейчас).

Кроме этого, проектом списывается непогашенная задолженность Киева перед государственным бюджетом по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3,7 млрд грн (госбюджетное заимствование на покрытие временных кассовых разрывов в ходе выполнения бюджета Киева). По мнению разработчиков проекта, все это необходимо для усиления материальной и финансовой основы местного самоуправления в Киеве. При этом речь идет о кардинальной «перекройке» столичного бюджета: увеличении его с нынешних 20 млрд грн до 27- 28 млрд грн.

Читайте также: Кабмин отдал школьникам деньги коммунальщиков

По прогнозу, в 2014 году поступления налога на доходы физических лиц, уплачиваемого на территории Киева, составят 7,96 млрд грн. Из этой суммы 1,14 млрд грн Киев должен будет отдать госбюджету в виде трансфертов. Несложно подчитать, что если в казне Киева будет оставаться 100% налога на доходы физических лиц, за год столица получит около 16 млрд грн. Правда, и в госбюджет городу придется возвращать намного больше, чем сейчас.

По расчетам Министерства финансов, принятие проекта закона №4940 приведет к разбалансировке бюджета в 2014 году на сумму около 8,7 млрд грн (потери поступлений налога на доходы физических лиц – около 5 млрд грн, списание бюджетной задолженности Киева – 3,7 млрд грн), в 2015 году – на сумму около 14,5 млрд грн. А в дальнейшем каждый год – к потерям примерно 7 млрд грн.

Поэтому шансов на успешное прохождение проекта в парламенте немного. По оценке Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, проект нуждается в доработке и недостаточно обоснован. К тому же, в Бюджетный кодекс уже внесены изменения, которыми определены особенности взаимоотношений государственного бюджета с бюджетом Киева. Соответствующий закон – №1210-VII, – Верховной Радой принят 15 апреля.

Еще одна проблема состоит в том, что четкие критерии финансирования столичных функций сегодня отсутствуют. В связи с этим парламентские эксперты рекомендует сначала разграничить столичные функции, которые должны финансироваться из госбюджета, и функции по обеспечению жизнедеятельности Киева (решению коммунальных, инженерных, транспортных и социально-культурных проблем города), которые должны финансироваться за счет бюджета Киева, и лишь после этого поднимать вопрос о выделении Киеву «столичных» субвенций и дотаций. Аналогичная ситуация и с погашением 3,7-миллиардного долга Киева перед госбюджетом – в проекте не содержится разъяснений, почему такой громадный кассовый разрыв возник, и почему он должен быть списан.

Парламентский комитет по вопросам бюджета также занимает жесткую позицию по проекту №4940: 3 июня в парламенте зарегистрирован проект постановления об его отклонении. Тем не менее, историю с перераспределением «подоходных» поступлений в пользу бюджета Киева нельзя считать законченной. В парламенте уже зарегистрирован альтернативный законопроект №4940-1. В Бюджетный кодекс он вносит лишь одну поправку – о зачислении 100% поступлений налога на доходы физлиц в бюджет Киева.

При этом серьезных контраргументов против такого перераспределения финансовых потоков, за исключением возможной разбалансировки госбюджета, по сути, нет.

Поэтому шансы, что бюджет Киева в перспективе пополнится многомиллиардными отчислениями с зарплат киевлян и приезжих работников, все-таки есть. А с «полуторным» бюджетом и у столичной коммунальной сферы может открыться второе дыхание. Вопрос лишь в том, согласятся ли на такое распределение бюджетных средств другие украинские города и регионы.

Вы не знаете, куда вложить деньги? Вам нужно купить Bitcoin на сайте https://xchange.cc. Тут представлен отличный обменник.

Валентин Хорошун
 
Комментарии (0)