Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервьюЭто - вынужденная мера, на которую идет редакция в «период молчания» Минрегиона, - «Украина Коммунальная»
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Это - вынужденная мера, на которую идет редакция в «период молчания» Минрегиона, - «Украина Коммунальная»

«Украина Коммунальная» обратилась к читателям с предложением поставить вопрос новому главе Минрегиона Геннадию Темнику. Мы понимаем, что оставлять вопросы читателей без ответа невежливо. Поэтому мы публикуем ответы на них.
«Украина Коммунальная» в феврале обратилась к читателям с предложением поучаствовать в работе редакции, и задать вопросы новому руководителю отрасли Министру регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадию Темнику. Как мы уже сообщали ранее, проанализировав, что интересует наших читателей, мы отобрали десять самых интересных вопросов и направили запрос в профильное ведомство. Однако до сих пор редакция не получила отклика из Минрегиона
 
Вместе с тем, мы понимаем, что оставлять вопросы наших читателей без ответа, как минимум невежливо. Мы ни в коем случае не хотим отвечать за Министра, или вместо него, но опыт работы в отрасли ЖКХ, а также информация, которая была обнародована господином Темником на первой его пресс-конференции (и пока единственной), состоявшейся 25 марта, дает нам возможность сформировать определенную картину развития отрасли и поделиться ею с нашими читателями.
 
К сожалению, журналисты не владеют тем объемом необходимой информации, чтобы осветить все вопросы, но на ключевые из них мы попробуем дать ответ
 
Редакция также обращается с просьбой к экспертам и представителям отрасли с просьбой помочь «Украине Коммунальной» рассказать читателям, что происходит в ЖКХ и строительстве. Это вынужденная мера, на которую идет редакция в период «молчания» руководства Министерства. На сегодня у журналистов есть все основания говорить о так называемой информационной блокаде со стороны Минрегиона: на коллегии и селекторные совещания прессу не зовут, подходы к первым лицам ведомства не организовывают, на запросы ежедневного издания отвечают не оперативно, а согласно законодательству, - месяц, при этом ответ приходит с почтальоном. 
 
Мы все же надеемся, что «молчание» продлится недолго, и рано или поздно, «Украина Коммунальная» все же сможет встретиться с руководителем отрасли и провести интервью.
 
Геннадій Темник
 
43-летний Геннадий Темник, уроженец с. Гуривка, Кировоградской области, возглавил Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ 24 декабря 2012 года (указ Президента №736). Высшие образование господин Темник получил в Воронежском военном авиационному инженерном училище, по окончанию учебы - диплом по специальности «метеорология». Карьеру начал в 1993 году после службы в ВВС Украины с должности оперуполномоченного отдела борьбы с преступностью на рынках Криворожского городского управления внутренних дел. До получения министерского портфеля, Геннадий Темник с апреля 2010 года работал заместителем председателя Днепропетровской облгосадминистрации Александра Вилкула. До этого занимал должности заместителя мэра Кривого Рога, а также – директора ООО «Птицефабрика «Грузкая»».

Итак, наиболее популярные вопросы, которые задавали читатели:

- Как вы планируете реализовать Программу реформирования отрасли ЖКХ?
 
Пятый год реализации в Украине «Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства» (утверждена законом №1869-IV) является ключевым по целому ряду позиций. По своей сути, 2013 год – это последний год, в течение которого должны быть осуществлены массивные госбюджетные вливания в реализацию основных ее задач. Согласно соответствующему закону, объем финансирования программы реформ предусматривает, что в 2013 году из госбюджета должно быть выделено 5,1 млрд грн, а в 2014 – 2,6 млрд грн.
 
Реализация всех, запланированных документом, мероприятий оценена в 23,4 млрд грн бюджетных средств. При этом львиная доля финансирования приходиться как раз на последние годы. Из этой суммы в прошлом году государство должно было направить на реформирование отрасли ЖКХ 6 млрд грн, а в 2012 году - 6,8 млрд грн. Основные задачи Программы - техническое переоснащение ЖКХ и повышение его энергоэффективности. Но, фактически, ни в 2010 году, ни в 2011 году средства на реализацию Программы из госбюджета вообще не выделялись.
 
В 2012 году Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ на реализацию указанных мероприятий просило выделить из госбюджета 15 млрд грн. Впрочем, как и в предыдущие годы – средств на эти цели в госбюджете не нашлось.
 
В ноябре 2012 года Верховная Рада приняла в целом закон, которым изменила Заключительные положения закона «О государственном бюджете на 2012 год», согласно которому до 31 декабря 2012 года отменяется действие части 5 раздела VІІ (“Финансовое обеспечение выполнения программы») Общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы.
 
Урезанный бюджет не позволит в 2013 году выполнить многие важные мероприятия программы. Несмотря на постоянные напоминания о необходимости ускорить создание объединений совладельцев многоквартирных домов, в новом году в госказне не найдется 3 млрд грн, чтобы обеспечить финансирование инвестиционных проектов технического переоснащения и капитального ремонта многоквартирных жилых домов, управляемых ОСМД. Фактически, это третья часть от общего объема средств, заложенных на эти цели в программу на 2010-2014 годы (10,6 млрд грн). 
 
Еще 1,6 млрд грн в 2013 году из госбюджета планировалось выделить на стимулирование реализации различных инвестиционных проектов. В частности, на благоустройство территорий районных центров и малых городов в рамках программы предусмотрено выделение 546 млн. грн. На проведение реконструкции и капитального ремонта жилых домов с применением энергосберегающих технологий и оборудования - 42 млн грн, на энергосбережение и развитие городского электрического транспорта -204 млн грн, на энергосбережение, развитие и реконструкцию систем теплоснабжения – 283,8 млн грн, на оснащение домов тепловыми и водными счетчиками – 115,7 млн грн.
 
Таким образом, отвечая на этот вопрос, можно сделать несколько выводов:
 
1) В Минрегионе не торопятся выполнять Программу;
2) Для ее реализации в текущем году Минрегиону придется просить увеличить бюджетное финансирование Программы, что мало вероятно, поскольку в дефицитной госказне вряд ли найдутся средства на ЖКХ.
 
- Какие механизмы планируется создать для привлечения частного капитала в отрасль ЖКХ? Какова стратегия развития отрасли?
 
Глава Минрегиона Геннадий Темник 25 марта проводил свою первую пресс-конференцию, которая как раз была посвящена стратегии дальнейшего развития ЖКХ. На этом мероприятии присутствовал и корреспондент ИА «Украина Коммунальная». Тогда руководитель ведомства заявил, что одними из основных направлений, на которых в ближайшее время будет сосредоточена работа, станут привлечение частного капитала и энергоэффективность
 
«В отрасль привлечь инвестиции можно только при гарантии, что эти инвестиции будут возвращены. Мы отрабатываем сейчас модель, как при тех расчетах доходной части, которая состоит из тех платежей, которые собирает предприятие, привлечь и инвесторов, что даст возможность уменьшить расходную часть, которая пойдет на реализацию погашения долга за газ, за электроэнергию», - сказал тогда господин Темник. 
 
При этом сам механизм привлечения частного капитала в Минрегионе представляют нечетко. По словам Министра, уменьшить расходы предприятий отрасли можно только за счет энергосберегающих технологий. Для этого, по его мнению нужно ввести спецсчет, который будет составлять где-то до 15% к инвестиционной составляющей, которая позволит расходную часть уменьшить на 10-20%. Таким образом, расходы, которые должны были быть заплачены за газ и элекроэнергию, можно сэкономить. За счет освободившихся средств можно будет рассчитаться с инвестором, а оставшуюся часть использовать предприятием.
 
Так, по словам министра, уже подсчитано, что около 2/3 будет идти на компенсацию кредита, а 1/3 будет оставаться у предприятия для реинвестирования только на мероприятия по энергосбережению.
 
Примечательно, что когда «Украина Коммунальная» попросила уточнить, все же о каком конкретно механизме идет речь: о счетах с особым режимом использования, или, непосредственно, инвестсоставляющей, Министр не смог предоставить исчерпывающего ответа. «Привлекать инвестора за счет повышения тарифов мы не будем. Мы не имеем права перекладывать проблемы отрасли на плечи граждан. - Если бы тарифы покрывали 100 % затрат предприятий на производство услуги ЖКХ то всегда бы оставалось 15% средств прибыли которые можно было бы использовать на модернизацию оборудования. Учитывая, что мы не можем увеличить тариф для населения, мы будем отдавать средства инвестору после получения реальной экономии ресурсов», - рассказал глава Минрегиона.
 
Таким образом ведомство, фактически, предлагает схему, при которой инвестор будет вкладывать средства в модернизацию тепло- и водоснабжающих предприятий (то есть, например, закупить энергосберегающее оборудование) без гарантий возврата этих средств. Возврат инвестиций предусматривается исключительно по факту экономии энергии и средств, которые в отдаленной перспективе может получить отрасль. Это говорит о том, что в Минрегионе нет определенной стратегии ведения тарифной политики, равно как не нет четких методов привлечения частного капитала.
 
- Почему многоквартирные дома, где граждане приватизировали квартиры считаются коммунальной собственностью?
 
В Украине действительно существует коллизия, при которой приватизированное украинцами жилье считается коммунальной собственностью. Давайте разберемся. Приватизированная квартира является частной собственностью ее владельца. Такое жилье не может находиться одновременно в частной и коммунальной собственности.
 
Однако, как правило, не все квартиры в многоквартирном доме являются частной собственностью, не все приватизированы, поэтому такие дома органы власти могут именовать коммунальной собственностью. Подтверждением того, что ваша квартира является вашей частной собственностью, могут являться такие документы, как свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилье на ваше имя, зарегистрированный в БТИ договор купли-продажи, дарения и так далее.
 
Владелец приватизированной квартиры имеет право распорядиться ею по своему усмотрению: продать, подарить, завещать, сдать в аренду, обменять, заключать другие договора, не запрещенные законом. Содержание приватизированного жилья осуществляется за счет средств его владельца. Владелец жилья, так же, как и наниматель, оплачивает оказываемые ему жилищно-коммунальные услуги, согласно договору о предоставлении коммунальных услуг, заключенному между ним и исполнителем данных услуг.
 
Впрочем, украинский юрист Татьяна Монтян настаивает, что на самом деле многоквартирные дома являются целостными имущественными комплексами и принадлежат жильцам, то есть, владельцам всех других квартир в доме. «И поэтому никто, кроме нас самих, не позаботится о наш дом», - написала госпожа Монтян в одном из своих блогов. 
 
По словам юриста, такое право подтверждено ч. 2 ст. 382 Гражданского Кодекса: владельцам квартир в многоквартирном жилом доме «принадлежат на праве общей совместной собственности помещения общего пользования, опорные конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, обслуживающее более одной квартиры, а также сооружения, здания, предназначенные для обеспечения потребностей всех владельцев квартир, а также владельцев нежилых помещений, расположенных в жилом доме».

 
Комментарии (2)
Софи Кремен0
07 апреля 2013 г. 13:03
Ох уж эта редакционная лояльность ...
Sergiy1
10 апреля 2013 г. 13:07
Складно давати відповіді в полі українського ,,ноу-хау,,коли енергоносії та вода - послуги, а тарифи не економічно обгрунтовані. Необхідно політичне рішення що послуги житлово- комунальні не економічно обгрунтовані та місцеві органи влади отримують до місцевих бюджетів різницю в тарифах оскільки вони ці тарифи затверджують. Та прозоро її розподіляють між споживачами та виконавцями послуг. А енергоносії та вода, що використовують при наданні послуг ,постачаються по економічно обгрунтованим тарифами- що є основою для залучення інвестицій та стимулювання зменшення їх собівартості.