Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервьюМусор ожидает инвестиций
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Мусор ожидает инвестиций

Как изменится работа сферы обращения с твердыми бытовыми отходами, после отнесения утилизации и переработки к сферам естественных монополий «Украине Коммунальной» рассказал начальник управления по благоустройству территорий Минрегиона Александр Игнатенко

- Верховная рада приняла закон, согласно которому сферы захоронения и переработки твердых бытовых отходов приравнены к естественным монополиям и их деятельность будет регулироваться Нацкоммуслуг. Как вы оцениваете эту инициативу? Также что измениться для бытовых потребителей?

Это была депутатская, а неправительственная инициатива. Учитывая, что министерство является органом центральной исполнительной власти, то мы должны подчиняться решениям парламента, то есть законодательной власти. И как бы мы это не оценивали, мы будем выполнять нормы украинского законодательства. Для населения, то есть бытовых потребителей, ничего не изменится, поскольку они и сейчас платят за вывоз, утилизацию и за переработку твердых бытовых отходов.

- Что измениться для участников рынка?

До сих пор тарифы на переработку и захоронение утверждались органами местного самоуправления. И они не всегда были корректны в плане их экономической обоснованности, то есть не покрывали затраты. Соответственно, в эту отрасль частные инвесторы просто отказывались приходить. Чтобы убрать политическую составляющую в тарифообразовании, как мы все знаем, был создан национальный регулятор в сфере коммунальных услуг. И сфера обращения с отходами не станет исключением. Кроме того, госрегулирование позволит решить вопросы, связанные с рентабельностью тарифов, а также с инвестиционной составляющей.

То есть регулирование тарифов на государственном уровне будет способствовать привлечению частных инвестиций в сферу переработки и захоронения?

Разработчики законопроекта именно на этом и основывались. Наше мнение с ними совпадает, но время покажет. Ведь это зависит не только от обоснованности тарифов, но и от порядков их формирования. Это также зависит от подзаконных актов, и в тоже время от того, как мы распишем систему взаимоотношений между местными властями и игроками этого рынка. Мы сейчас пытаемся это совместно выстроить с Нацкоммуслуг.

Александр Игнатенко

- Расскажите более детально, в чем вы сотрудничаете с регулятором?

Сейчас мы разбатываем новый законопроект, который должен улучшить тот закон, который принят и подписан. В частности, речь пойдет об условиях лицензирования деятельности по переработке и захоронению отходов. Эти условия необходимы, во-первых, поскольку Нацкоммуслуг нужно будет контролировать составляющие стоимости услуг в этой сфере. Во-вторых, этот документ более четче пропишет взаимоотношения между рынком и властями. То есть, принятый закон для того, чтобы сработала заложенная в него идеология («У.К.» - привлечение частных инвестиций в сферу обращения с ТБО) требует уточнения другими нормативно-правовыми актами.

- В парламент было внесено две инициативы – депутатская и правительственная –так называемый полиэтиленовый мораторий. Экологические цели законопроектов предельно понятны. А вот как это коснется бизнеса производителей подобной упаковки?

Нужно разделять понятия упаковки. В нашем и депутатском законопроекте Речь идет только о небольших бытовых полиэтиленовых кульках, так называемые «кульки-маечки», которые используются при розничной торговле. Наш мораторий коснется исключительно их. Но сейчас при Минприроды разрабатывается проект закона «О таре и упаковке», и в рабочую группу входит представитель нашего ведомства.

- Как возник парламентский законопроект?

Мы как исполнительный орган власти не должны заниматься законотворчеством. Но мы вынуждены это делать. Поэтому, когда на согласовании того или иного документа, например, в профильном Комитете Рады, народным депутатам нравятся наши инициативы, и они в последствии подают аналогичные или идентичные, мы это только поддерживаем, поскольку таким образом мы обходим сложную бюрократическую процедуру согласований законопроекта, необходимую для того, чтобы он был зарегистрирован в Раде. Мы рады, что нас услышали депутаты. Кроме того, мы готовы остановить наш законопроект, поскольку при обсуждении депутатского мы сможем вносить свои рекомендации.

Александр Игнатенко

- И все таки, как отнеслись к такой инициативе производители бытовых кульков? Им нужно будет переходить на другие технологии?

На рынке остаются бумажные пакеты, большие полиэтиленовые кульки. Они также производят всю эту продукцию. Жалобы о том, что они теряют часть заработка были. Мы встречались с участниками рынка на специализированной конференции, где из 75 человек только 35 были против. У нас есть железные аргументы: помимо того, что нарушается благоустройство, увеличивается объем мусора, который загрязняет окружающую среду, маленькие кульки, прежде всего – забивают стоки и ливневую канализацию. Мы последовали примеру таких стран европейских, как Италия и Франция, где также запрещено использование маленьких бытовых кульков. У нас примером катастрофы, масштабы которой объясняются как раз забитыми кульками стоками было наводнение во Львове в 2010 году. На ликвидацию его последствий было потрачено более 100 млн грн.

- Сколько в Украине отходов депонируются?

- 92% твердых бытовых отходов захораниваются, 4% - перерабатываются за счет раздельного сбора и сортировки и 4% - сжигаются. Украина не на последнем месте. Ее по этим показателям опережают даже некоторые европейские страны, например, Болгария – 100% отходов захораниваются, в Румынии – 98%. Если в 2004 году - до начала государственной программы обращения с отходами - у нас только 2% мусора сжигалось. То за последние годы мы прибавили 6%, и это с учетом кризиса, необоснованных тарифов, при том что инвестиции плохо заходят в эту отрасль. Более того, и за счет того, что Министерство проводило соответствующую работу и поддерживало органы местного самоуправления по введению раздельного сбора. Сейчас раздельный сбор – 175 населенных пунктов.

- Чего в Украине больше – стихийных свалок или полигонов?

Проблема есть, все эти объекты построены в советское время. Полигонов порядка 6 тысяч. Из них 5% перегружены, 16% - являются экологически опасными. Более того, не имеют паспортов порядка 35% полигонов, поскольку они не имеют землеотвода. В 2003 году мы приняли государственные строительные нормы по строительству полигонов. И те новые полигоны, которые только строятся должны соответствовать этим стандартам, которые идентичны европейским. В противном случае, они не принимаются в эксплуатацию. Что касается всех остальных, - без предложенной инфраструктуры по переработке, и если их закрыть, то мусор останется во дворах.

Беседовали Мария Цатурян, Александр Гаврилюк

 
Комментарии (0)