Рус Укр
ГлавнаяПубликацииСтроительствоСтроительный кадастр: без срока давности
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Строительный кадастр: без срока давности

Паспортизация – это постоянный непрерывный процесс, и обновление паспорта дома или улицы, которую необходимо проводить каждые 5 лет.
Непривычное для слуха обывателя слово кадастр на самом деле имеет более приемлемое толкование. Это, по сути, реестр, список каких-либо объектов,  инвентаря или имущества. Когда речь идет о градостроительном кадастре - подразумевается создание паспортов улиц и домов, реестр земельных участков с их полными характеристиками и целевым назначением, определением исторической ценности и технического состояния всей городской недвижимости. 
 
Создание кадастра в Киеве начнется с центральной части города. 
 
Документы такого рода существуют практически во всем цивилизованном мире. Ими пользуются муниципалитеты городов, архитекторы и проектировщики, коммунальные службы. Заглянув в такой документ, можно легко определить, к примеру, кто является собственником дома, когда и кем он был построен, имеет ли историческую ценность, в каком находится техническом состоянии и так далее.
 
Попытка навести порядок в земельных делах не является для Украины чем-то принципиально новым. На заре независимости в 1992 году еще раз было запланировано создание градостроительного кадастра на основании статьи №23 закона Украины «Об основах градостроения». И вот новый виток. 25 мая 2011 года, Кабмином было принято постановление №559 о градостроительном кадастре. Одним из инициаторов данного постановления явилось Главное архитектурное управление. А эксперты строительного рынка, оценили это действие, как еще одну попытку предстать перед странами ЕС цивилизованным государством.
 
Существующая на данный момент информационная база далеко не полная, и, по словам вице-президента Национального союза архитекторов Вадима Жежерина, давно уже не соответствует требованиям времени, поскольку наработанный колоссальный материал естественно устарел. Что же касается обновления базы в 1993 г., то в этой системе не был урегулирован вопрос распределения функций между градостроительным и земельным кадастрами. А ввиду декларативности соответствующих норм градостроительный кадастр, как информационная база, так и не был создан. И только в п. 23 постановлении № 559, (2011 г.) предусматривается прямая связь, и единая информационная база между градостроительным и земельным кадастрами.
 
Предполагалось, что создание новой современной информационной базы должно завершиться в 2013 г, при условии регулярного финансирования. Однако в регионах этот процесс пошел совершенно по-разному. 
 
Как сообщил «У.К.» президент Национального союза архитекторов Украины Владимир Гусаков, наиболее благополучно программа выполняется в Полтаве. В этом областном центре компьютеризированную базу данных по кадастрам уже создали, и она реально работает. Аналогичная система близка к завершению и в Виннице. 
 
 
Определенный объем работ проделан и в Киеве. Так, например, в качестве демонстрационного примера Архитектурным Бюро под руководством Виктора Зотова была произведена паспортизация ул. Крещатик. При этом, как заявил сам руководитель работ, главная проблема в государстве – отсутствие правил в целом. А паспортизация – это первый шаг на пути к созданию этих правил в контексте благоустройства.
 
Паспортизация, как минимум, описывает состояние и ситуацию, которая существует сегодняшний день, а это уже немало.  Однако паспортизация недвижимости продвигается медленней, чем хотелось бы. Не сложно догадаться, что наиболее сложной ситуация имеется в столице. Впрочем, уже создан список так называемой первой и второй очередей для паспортизации. В него вошло 130 центральных улиц и магистралей Киева. Готовится список улиц 3-й очереди паспортизации. Но всего- то в Киеве около 1 600 улиц.
 
Хотя, по словам главного Архитектора города Сергея Целовальника, паспортизация – это постоянный непрерывный процесс, и  обновление паспорта дома или улицы необходимо проводить каждые 5 лет. Однако процесс можно было бы завершить вовремя, при условии подключения большего числа специалистов. С.Целовальник  посетовал также и на нестабильность финансирования. Мы - сказал он, - пишем письма руководству города с просьбами о финансировании, но средства не выделяются. 500 тыс. грн на конец прошлого года - нам их не дали. На этот год для нормальной работы нужно, по крайней мере, три миллиона.
Еще одна проблема, свойственная именно для Украины, это отсутствие доступа к документам земельного реестра. Как сообщил корреспонденту «У.К.» вице-президент Национального союза архитекторов Украины  Вадим Жежерин, сегодня практически никто не может получить в полном объеме данные о том,  кому принадлежат те или иные земельные участки. Эти данные не может получить даже главный архитектор города. Наша недвижимость – сказал он, - находится на земле, наши транспортные системы проходят по чьим-то землям. До сих пор не опубликован реестр памятников архитектуры. И это выгодно тем, что можно безнаказанно «дерибанить» земли.
 
 
Сопротивление чиновников земельного ведомства  реализации данной программы объяснить не сложно. Ведь создание единой  общедоступной базы значительно упростило бы согласование всех вопросов связанных с землеотводами и ускорило оформление всех документов необходимых для начала производства строительных, реставрационных и прочих работ в городской среде. 
 
По словам гендиректора компании Global Solutions Сергея Тумасова, создание единой базы градостроительного и земельного кадастров упростило бы ситуацию для застройщиков. «Во всяком случае, ускорило бы процесс согласований. Не нужно было бы по 2-3 недели ждать справки о присвоении кадастрового номера тому или иному участку. Было бы хорошо, если бы этот кадастр был общедоступным, и все, кому это нужно, могли бы найти его в интернете, получив  нужную информацию о каждом земельном участке. Не думаю, что это существенно повлияло бы на уровень коррупции, поскольку коррупция у нас имеет другие корни.
 
Однако не стоит удивляться тому, что бюрократический аппарат сопротивляется созданию такой информационной базы. Ведь создание новой системы, сокращающей путь и время прохождения документов, серьезно подорвало бы основы самого чиновничества. Однако при надлежащей воле, это сопротивление системы преодолеть  возможно». 
 
Реалистичен в оценках происходящего процесса и президент Союза архитекторов Украины Владимир Гусаков так же оценил сроки окончания работ по созданию единого кадастра в 2013 году, как маловероятные. А сам ход работ, по его мнению, сложно назвать позитивным. 
 
Проанализировав все вышесказанное, можно с уверенностью предположить, что единая информационная база и программное обеспечение к ней все же будет создано, однако займет этот процесс значительно больше времени, чем предполагалось ранее. Решение проблемы едва ли обойдется без волевых решений со стороны верхнего эшелона власти и серьезных кадровых перестановок.
 
Константин Егоров

 

 
Комментарии (0)