Рус Укр
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Глобальное потепление по-киевски

В течение следующих 15 лет, киевляне должны получить зеленую муниципальную энергетику, теплые здания и светлые улицы. Об этом говорится в новой стратегии энергетической перестройки столицы. Первым шагом в ее реализации стал городской энергетический план.

Муниципальный энергетический план (МЭП) Киева на 2012-2016 годы был разработан в рамках проекта USAID «Реформа городского теплоснабжения» и 1 ноября 2012 года был утвержден решением Киевского городского совета № 239/8523. Документ направлен на выполнение стратегии развития Киева до 2025 года, во исполнение Соглашения мэров стран ЕС, к которой присоединился и Киев.

«До 2016 года мы планируем осуществить термомодернизацию жилых массивов «Теремки», «Виноградарь» и «Минский», - цитирует пресс-служба председателя Киевской городской госадминистрации Александра Попова. - Это позволит снизить потребность домов в тепловой энергии более чем на 60% и продлить их эксплуатацию еще на 50 лет». Специалисты уверены, энергетический план повысит энергетическую и экологическую безопасность города, увеличит долю возобновляемых источников в балансе генерации тепловой энергии, а также будет способствовать сокращению расходов бюджетных средств на оплату потребленных энергоносителей за счет уменьшения потребления энергетических ресурсов учреждениями бюджетной сферы.

При этом эксперты отмечают, что Киев быстро почувствует экономию за счет внедрения энергетического плана. «Сегодня Киев потребляет энергоносители стоимостью около миллиарда гривен. И поэтому, если речь идет об экономии в среднем 30%, то это очень значительная сумма для того, чтобы использовать их на социальные программы: школы, детские сады, зарплаты учителям и т.д. Поэтому, безусловно, энергоэффективность очень важный вопрос», - подчеркнул заместитель руководителя Проекта «Реформа городского теплообеспечения в Украине» Андрей Мицкан.

Вызовы теплоснабжения

Большинство жилых и общественных зданий города Киева получают тепловую энергию от централизованной системы теплоснабжения, которая является одной из крупнейших в мире по общей тепловой мощностью. Ее значение для города достаточно важно, ведь даже кратковременное приостановление этой системы зимой может привести к катастрофическим последствиям. Однако устарелость сети теплоснабжения, строилась еще в советские времена, вызывает постоянные нарекания со стороны потребителей.

Читайте также: Слабые места украинской теплоэнергетики

В то же время теплоэнергетические компании и власти города все чаще встречаются с техническими и финансовыми проблемами. В частности, система централизованного теплоснабжения Киева, построенная 60 лет назад, не подвергалась модернизации последние 40 лет, отмечает непосредственной разработчик МЭП столицы, компания «Экологические Системы». «Природный газ, дорожает, сделал экономически неэффективной систему централизованного теплоснабжения города, которая требует постоянно растущих дотаций из государственного и городского бюджетов. Платежи за энергоснабжение общественных зданий Киева постоянно растут, платежи за тепло и горячую воду (которые составляют до 80% всех энергозатрат общественных зданий) за последние 5 лет выросли в 2,8 раза», - отмечают в компании.

Таким образом, система теплоснабжения Киева постепенно теряет свою экономическую и техническую эффективность. Все имеющиеся проектные разработки не решают главных проблем снижения ее эффективности, в основе которых лежит рост цен на топливо - природный газ является основным вызовом современности.

Есть ли у вас МЭП?

Условно, энергетический план города предусматривает три ключевых направления:

  • система централизованного теплоснабжения;
  • бюджетная сфера;
  • жилой фонд.

То есть, документом предусмотрен переход на новую схему теплоснабжения более 7 тыс. зданий на основе индивидуальных тепловых пунктов. Также до 2016 года будет развернута массовый проект горячего водоснабжения жилых и бюджетных зданий города на основе тепловых насосов.

Бюджетная сфера получит инвестиционный проект термомодернизации, рассчитанный на 600 школ и детских садов со снижением потребностей в тепле на 70% и массовым внедрением тепловых насосов для отопления и горячего водоснабжения зданий. Этот позволит почти полностью отказаться от природного газа в секторе модернизированных зданий.

Для жилого сектора предусмотрено провести тепловую санацию 433 многоэтажных жилых домов и 57 зданий бюджетной сферы в жилых массивах «Виноградарь», «Теремки» и «Минский».

Читайте также: Стратегия утепления Украины

Как сообщается в документе, план рассчитан на четыре года, что является довольно малым временем для привлечения значительного финансирования. В пессимистическом случае для реализации МЭП Киева необходимо 7,6 млрд грн. Максимальный объем финансирования - почти вдвое больше 14,7 млрд грн. Предполагается, что, кроме иностранных инвестиций, источниками финансирования МЭП Киева могут быть: городской и государственный бюджеты, ресурсы ПАО «Киевэнерго» и банковские займы.

«Городской бюджет предусматривает финансирование где-то 10-20% от всей суммы, не больше. А остальное - это инвестиционные деньги. То есть, это кредитные средства, или - средства инвесторов. Это нормальная практика всех европейских, американских и других городов по внедрению таких энергоэффективных проектов, - отметил Андрей Мицкан. - Сегодня, когда мы говорим о семи миллиардов гривен из городского бюджета на пять лет, то это не значит, что это будут миллиарды из городского бюджета». По словам первого заместителя председателя КГГА Александра Мазурчака, для инвестирования в энергосбережение нужно создать выгодные условия для компаний-инвесторов. По его убеждению, прежде всего, планируется привлечение грантовых средств, то есть средств, которые выделяют американские агентства. Также он обратил внимание на возможность получения долгосрочных кредитов Всемирного банка, а также средств, предусматривающих программы Евросоюза.

Эксперты убеждают, что привлечь такие средства в проекты энергоэффективности не сложно, подчеркивая конкурентоспособность столицы Украины.

«Привлечь средства вполне реально, особенно для города Киева. Потому что город Киев является конкурентоспособным городом, он имеет нормальный бюджет, является предусмотренный бюджет развития и поэтому инвесторы, безусловно, прежде всего, рассматривают Киев как привлекательную инвестицию. Возможны привлечения средств от международных финансовых организаций, таких как Европейский инвестиционный банк, ЕБРР, НЕФКО, Всемирный банк. То есть перечень международных организаций, которые могут предоставлять кредит под очень привлекательные проценты. Безусловно, есть возможности и для частных инвесторов. Но для частных инвесторов этот процесс должен быть прозрачный, а также происходить на принципах конкуренции, открытости и механизма государственно-частного партнерства», - сообщил Андрей Мицкан.

Примечательно, что проект «Реформа городского теплообеспечения в Украине» вместе с киевской администрацией готовят проект по привлечению кредитных средств НЕФКО для энергоэффективности города Киева. Как сообщили в USAID, интерес проявляют ЕБРР, Европейский инвестиционный банк и другие.

Читайте также: Европейцы обещают украинскому ЖКХ миллионные кредиты

Важность энергетического плана города еще и состоит в том, что само существование и реализация МЭП позволяет привлекать финансовые ресурсы для проектов по энергоэффективности. Так, по данным USAID, благодаря созданному Муниципальный энергетический план, город Львов не только смогло определить источники финансирования на внедрение энергоэффективных мероприятий, но и получил кредит от Европейского банка реконструкции и развития на 20 млн. евро и более 10 млн. евро грантовых средств. Такие кредиты и гранты международные организации оказывают только при условии существования и реализации Муниципального энергетического плана, который является залогом превращения города в энергоэффективное.

Также, кроме столицы и Львова, энергетические планы реализуются во многих других украинских городов. Например, в Чернигове, благодаря внедрению энергоменеджмента, в 2015 году ожидается уменьшение потребления тепловой энергии в бюджетном секторе на 17% по сравнению с 2010 годом, а в Луцке планируется через 14 лет сократить использование энергоресурсов на 30%. Севастополь будет пытаться на 25% сократить удельные затраты энергетических ресурсов на производство тепловой энергии, на 5% заместить долю газа в топливном балансе города, за счет альтернативных видов топлива и на 35-50% сократить потребление энергии в бюджетных зданиях, сократить выбросы парниковых газов на 94700 т / год. В Ивано-Франковске планируется к 2025 году сократить потребности в тепловой энергии в 3 раза от существующих, заместить природный газ в топливном балансе города местными и альтернативными топливно-энергетическими ресурсами минимум на 50%, обеспечить горячее водоснабжение на основе возобновляемых источников энергии на летний период ( 25% потребления тепловой энергии).

 
Комментарии (0)