Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТранспортЕдиный электронный билет: плюсы и минусы для столицы
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Единый электронный билет: плюсы и минусы для столицы

В Киеве снова заговорили о внедрении системы единого электронного билета. Так город сэкономит на сборе выручки в транспорте и приблизится к европейским стандартам. Радоваться не приходится лишь кондукторам - им грозит увольнение.

На днях в украинском информационном пространстве распространилась новость, что КП «Киевпастранс» планирует отказаться от кондукторов в общественном транспорте и внедрить систему единого электронного билета до конца текущего года. Заявил о таком намерении 10 марта во время онлайн-конференции генеральный директор коммунального предприятия Сергей Майзель

«Работа кондукторов это, конечно, вчерашний день. Нам необходимо приблизиться к европейским стандартам. В ближайшее время задача и приоритет КП - отказаться от работы кондукторов, чтобы ввести электронный билет», - подчеркнул он.
 
При этом господин Майзель добавил, что система единого электронного билета будет введена в столичном городском пассажирском транспорте до конца 2015 года. Валидаторы установят во всех автобусах, троллейбусах и трамваях столицы. 

О европейских стандартах

А и вправду, в европейских странах все виды городского транспорта интегрированы между собой и в них действует единый билет. При этом, говоря «городской транспорт», в Европе имеют в виду автобусы, метро, трамваи, городскую электричку и иногда троллейбусы и фуникулеры. Такого вида транспорта как «маршрутка» в европейских странах нет.
 
Единые билеты бывают разные: базовые (на 15 мин или на 5 остановок, без права пересадки, и т.д.), групповые (один билет на группу от 2 до 5 человек), проездные на день, три дня и т.д. Общее у них одно - все они действуют не на один вид транспорта как у нас, а на маршрут, то есть дают право пользоваться любыми видами городского транспорта в течение определенного промежутка времени, чтобы доехать в нужный пункт назначения.
 
 
Примечательно, города в европейских странах поделены на зоны и единый билет дает право ездить только в той зоне, на которые он валидный. Теоретически пассажир не может по одному билету проехать туда-обратно. 
 
Билеты можно купить в автоматах, или в киосках (зависит от страны). Водители продают билеты только в маленьких городах. Иногда стоят автоматы по продаже билетов внутри транспортных средств. 
 
Билет надо сразу валидировать (найти в салоне электронный компостер, который выбьет на билете дату и время валидации). В метро, если нет турникетов, это нужно делать в специальных валидаторах, которые стоят или в салоне, или на входе на станцию. 
 
Кондукторов в европейском транспорте не увидишь, зато контролеры встречаются даже ночью.
 
Транспорт ходит по расписанию (и почти всегда его придерживается, кроме Италии), посмотреть его можно на остановках, в Интернете и в специальных брошюрах, которые есть на станциях или в информационных центрах. При этом, нумерация общая (не так как у нас отдельно все виды транспорта). Ночью действуют специальные ночные маршруты (часто со своими правилами оплаты проезда).

Долгий путь к столичному транспорту

Интересно, что о приближении к Европе - внедрение системы единого электронного билета в столичном транспорте - говорят уже давно. Первые упоминания датируются 2011 годом, а о начале активной работы в этом направлении киевские власти заявляли еще в 2013. Тогда же состоялась и презентация системы «Единый электронный билет», согласно которой, переход на новые правила оплаты проезда должен осуществляться в несколько этапов: введение билетов со штрих-кодом вместо жетонов в метрополитене и адаптация к этому турникетов; установление термокомпостеров в наземном транспорте и внедрение единого билета. При этом подчеркивалось, что ориентировочно этот переход будет длиться 9 месяцев. 
 
Так, в октябре 2013 года тогдашний председатель КГГА Александр Попов поставил задачу перед профильными службами решить все необходимые вопросы для того, чтобы начать внедрение новой системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, как наземном, так и в метро, с 1 января 2014 года. Стартовала разработка методики расчета стоимости проезда на примере европейских городов. Для обеспечения комплекса оборудования для учета пассажиров, терминалов для продажи средств оплаты за проезд, и т.д планировалось привлечь инвестора. Общая стоимость инвестиций предусматривалась в размере около 100 млн грн.
 
Однако произошло не так как хотелось - позже в КГГА сообщили, что введение единого электронного билета откладывается. Вспомнил о нем в сентябре 2014 года, отчитываясь перед громадой о первых сто днях работы на посту Киевского городского головы, уже нынешний мэр столицы Виталий Кличко.

Город только выиграет

Что после внедрения системы единого электронного билета город только выиграет, в КГГА говорили всегда. Так, по словам Виталия Кличко, благодаря автоматизации процесса объем сбора выручки в транспорте должен увеличиться на 20-30%, а процент средств, расходуемых коммунальными предприятиями на сбор, уменьшится с 30% до 8%. К тому же, как и ранее, проект «Единый электронный билет» полностью будет реализовываться инвестиционные средства.
 
«Благодаря автоматизации мы сможем полностью исключить человеческий фактор из процесса сбора средств, и предотвратить случаи краж» - также отмечал мэр, вспоминая случай многолетней давности, когда только на одной из станций метрополитена было обнаружено хищение выручки кассирами на сумму более 1 млн грн.
 
При этом примечательно, что по словам столичных чиновников, ноу-хау будет удобным и для киевлян - они получат современную и понятную систему оплаты проезда. 
 
«Это даст возможность киевлянам оплачивать проезд не только карточкой киевлянина, но и банковской картой или даже с помощью мобильного телефона. Кроме того, пассажир сможет выбрать для себя наиболее удобный и выгодный вариант оплаты проезда - на весь день или на конкретное расстояние или маршрут», - тогда же отмечал первый заместитель председателя КГГА Игорь Никонов.
 
Кроме того, отмечалось, что введение единого электронного билета в муниципальном транспорте поможет получить точную информацию о пассажиропотоке в городе. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать график и маршрут движения транспортных средств, а также способствовать внедрению гибкой тарифной политики.

Кондукторам не до смеха

Учитывая такие прогнозы чиновников, не имеют поводов для радости только кондукторы коммунального наземного транспорта и кассиры метрополитена. Их заменят валидаторы.
 
 
Для справки: валидатор - это электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства. Часто совмещенный c турникетом.
 
Конечно, в КП «Киевпастранс» обещают, что, по примеру Европы, в дальнейшем кондукторов сделают контроллерами, которые будут проверять оплату проезда пассажирами. Но учитывая то, что предприятию осенью 2014 года не хватило средств на оплату труда рабочим, что в дальнейшем вылилось в забастовки (подробнее об этом в публикации «Столицу накрыла волна протестов»), закрадываются сомнения. Под видом приближения к Европе и заботы о киевлянах, вполне вероятно кроется другая цель. 
 
Заметим, в новый год предприятию так и не удалось войти без долгов по выплате заработной платы. Так, в январе опять пошли разговоры о забастовках, а за ними и сокращение маршрутов общественного транспорта. С 12 января был отменен автобусный маршрут №2, №5, №43к, №79, трамвайный маршрут №25, №32, троллейбусный маршрут №2.
 
Екатерина Ляшевская
 
Комментарии (2)
Коля Пухов1
18 марта 2015 г. 22:08
Думаю, шкідлива і дуже збиткова пертрубація, адже кондуктори не лише продають квитки, але й слідкують за порядком у салоні.
Катя
19 марта 2015 г. 10:48
Плюс не всі зможуть розібратися з новою системою, особливо люди "по-старше". але головний акцент на те, що за кошти інвестора і уріже виплати з місцевого бюджету на зарплати кондукторам. ми ж про бюджет думаємо, а не про людей.