Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервью «Успешность профессионального издания зависит прежде всего от чистоты его репутации», - «Украина Коммунальная»
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

«Успешность профессионального издания зависит прежде всего от чистоты его репутации», - «Украина Коммунальная»

В честь Дня журналиста мы публикуем интервью, взятое нашими коллегами - отраслевым профессиональным изданием «Время ЖКХ». Мы обсудили аспекты работы журналистов, освещающих ситуацию в ЖКХ.

Накануне профессионального праздника работников средств массовой информации — Дня журналиста — наша редакция решила пообщаться с главным редактором Информационного агентства «Украина Коммунальная» Марией Цатурян. Выбор гостя номера не был случайным, ведь «Украина Коммунальная» — ресурс, тематическое направление которого близко нам по духу, поскольку ежедневно посвящает содержание своих интернет-страниц самым актуальным темам в сфере ЖКХ. Пользуясь случаем, мы расспросили нашу гостью об особенностях работы с органами власти и поставщиками коммунальных услуг, о сложностях и радостях профессиональной журналистики.

- Мария, агентство, которое Вы возглавляете, сравнительно молодо — оно было учреждено в декабре 2010 года. Издание, что называется ворвалось на рынок СМИ и сразу получило признание не только читателей, но и представителей власти, которые тем или иным образом координируют жилищно-коммунальную сферу. Трудно было начинать работать, ведь с собственного опыта знаем, что сфера жилищно-коммунального хозяйства достаточно специфическая?
 
Да, действительно, наш старт не был простым. Отрасль ЖКХ представляет собой один из наиболее значимых секторов экономики. Поэтому работать в ней сложно не только коммунальщикам, но и журналистам. Но идея профессионального отраслевого издания, которая потом воплотилась в жизнь в виде «Украины Коммунальной», родилась у нас задолго до 2011 года. Этот информационный продукт — детище профессионалов и экспертов, которые сами много лет отдали отрасли, знают ее специфику и нюансы работы. Поэтому на создание «У.К.» ушел далеко не один день: до мелочей продумывалась концепция, разрабатывался сайт, искали не просто журналистов, а профессионалов высокого класса. Именно поэтому нам было легко устанавливать контакты с представителями предприятий ЖКХ, местными и центральными властями. То есть, нам не пришлось изучать отрасль «с нуля», мы говорим с коммунальщиками на одном языке. Впрочем, начинать такие масштабные проекты всегда тяжело, и мы еще, безусловно, в начале пути. Но «Украина Коммунальная» — команда, которая знает отрасль, что называется, изнутри, и наша непосредственная задача — показать как можно более достоверно эту картинку читателям.
 
редакція

- Могли бы Вы рассказать более обстоятельно о людях, создавших информационное агентство, и о принципах редакционной политики, которыми Вы руководствуетесь в своей работе?
 
Как я уже говорила, собственники издания — профессионалы, отдавшие не один год жизни отрасли ЖКХ. В нашем названии есть слово «коммунальная», что зачастую дает нашим читателям повод соотносить нас с изданиями муниципалитетов или привязывать нас к органам власти. Пользуясь случаем, хочу развенчать этот миф. «Украина Коммунальная» не принадлежит органам местного самоуправления и также не имеет никакого отношения к Министерству регионального развития, строительства и ЖКХ. Но уникальность нашего издания в том, что у нас есть собственный Экспертный Совет, в который входят как представители разных ветвей власти, так и непосредственно, представители естественных монополий, энергетики, объединения потребителей, юристы. Эти люди не оказывают влияния на редакционную политику, скорее, Совет выполняет консультационные функции, чтобы наши журналисты могли оперативно разобраться в той или иной ситуации в отрасли. Что касается принципов редакционной политики, то они очень просты: мы не пишем непроверенную информацию, мы не пишем однобокие материалы «под заказ». Разбираясь в той или иной теме, журналист не может принять чью-то сторону: мы стараемся показать позицию отрасли и позицию потребителей. Кроме того, мы не зацикливаемся на столичных новостях, а вникаем в ситуацию в регионах. Ну и, разумеется, помимо объективности, приветствуется оперативная подача информации. 
 
- Сегодня Вы представляете одно из немногих профессиональных интернет-изданий, а до этого работали в печатных СМИ. Чем отличается работа в сети от более традиционного для Украины «бумажного» направления журналистики?
 
Стандарты деловой журналистики никто не отменял, они одинаково работают как для интернет-изданий, так и для печатных СМИ. Существенная разница, скорее, в подаче материалов. Человек, который берет в руки газету, больше ориентирован на прочтение обширных и развернутых статей, а в Интернет читатель в основном заходит для того, чтобы найти оперативную информацию, то есть бегло прочитать новости. Точнее, даже не прочитать, а просмотреть. Поэтому информацию приходится подавать концентрированно и лаконично. Что касается аналитических публикаций — стараемся не писать их очень длинными и структурируем текст так, чтобы, даже читая «по диагонали», читателя «зацепить», увлечь, заинтересовать. Все пишущие журналисты, будь то в бумажном формате или в интернет-портале, заложники формата, который им диктуют в редакциях. Лично я считаю, что печатные издания могут себе позволить некоторые языковые изыски и сложные обороты речи, мы же, напротив, чтобы быть читабельными, должны писать проще. Зато для интернет-изданий не так важно количество написанных знаков, как для газеты или журнала, нам же не нужно сверстывать полосы. Ну и главное отличие: у информагентств в связи с тем, что они должны оперативно писать новости он-лайн, меньше времени на проверку информации и написание качественного материала, чем у ежедневных газет. Соответственно, груз ответственности за правдивость и правильность новости у нас в разы больше. Ведь журналист, работающий в «бумажном формате», может проверить информацию до выхода номера в печать, а у нас на это максимум 20-30 минут.
 
- В чем, по Вашему мнению, секрет успеха для профессионального издания?
 
Я не думаю, что это секрет, скорее аксиома, известная каждому журналисту. Успешность профессионального издания зависит прежде всего от чистоты его репутации. Положение нас действительно очень обязывает, ведь, назвавшись профессионалами, мы уже не можем писать поверхностные материалы, писать ложь, писать, выражаясь языком журналистов, «заказухи». Держать лицо — тяжело, ведь читатели не прощают фальши и очень тонко чувствуют, журналист действительно отработал материал или написал как попало. Стараемся никого не разочаровать. Нам тоже свойственно ошибаться, но мы учимся на своих ошибках. А вот непроверенную информацию не пишем никогда, ведь один раз соврешь читателю — потеряешь его навсегда.
 
- ИА «Украина Коммунальная», это следует из материалов, размещаемых на вашем сайте, охватывает все возможные направления отрасли. Возможно, есть такие вопросы, которые Вам наиболее интересны и какие Вы выделяете как первоочередные. Если есть, то почему именно эти?
 
Учитывая, что мы ретранслируем читателям текущую ситуацию и состояние ЖКХ, то и флагманскими темами для нас являются ведущие сектора отрасли, а это теплоэнергетика и водоснабжение. Существование этих сегментов ЖКХ невозможно без отрасли энергетики, поэтому много внимания мы уделяем таким темам, как газоснабжение и электроэнергетика. Одной из ключевых тем, безусловно, является тарифная политика. Отдельным направлением для нас является развитие альтернативных источников и возобновляемых видов топлива в ЖКХ. Ну и еще два столпа, на которых держится тематическая направленность «У.К.», — реализация жилищной политики и анализ законодательства.
 
редакція
 
- В апреле на сайте ИА «Украина Коммунальная» был размещен интересный материал о «периоде молчания» Минрегиона. Статья была достаточно острой. Последовала ли какая-то реакция от Министерства?
 
Мы никогда не думали, что придется идти вот на такие вынужденные меры, для того, чтобы попасть на интервью к Министру. На моей памяти Минрегион, независимо от руководителя, всегда отличался открытостью, а пресс-служба — оперативной работой. Впрочем, своего мы добились. Интервью с нынешним Министром Геннадием Темником состоялось и появится на сайте уже в ближайшее время (см. «У.К.» от 23 мая в разделе «Интервью»). С руководителем отрасли у нас состоялась интересная беседа о денежных проблемах ЖКХ и о планах по поиску источников финансирования. Министр также обещал, что эта встреча с редакцией — далеко не последняя, а так называемый «период молчания» объяснил тем, что «входил в курс дела». Как говорится, поживем — увидим, а пока — читайте «Украину Коммунальную».
 
- По-Вашему, в последнее время почему так трудно стало «добираться» до большинства первых лиц профильных ЦОИВов?
 
Проблема информационной закрытости различных провластных ведомств обоюдоострая: с одной стороны, дает о себе знать социалистическая закалка многих руководителей, которые просто не понимают, зачем нужно общаться с прессой, да и не умеют это делать. С другой — непрофессионализм некоторых журналистов, которые в погоне за сенсацией часто беспокоят поверхностными запросами чиновников. Кроме того, стоит учитывать высокий уровень заполитизированности нашей отрасли. Например, ньюсмейкер готов рассказать журналисту правду, но ему не разрешает начальство. Таким проблемным, например, является вопрос тарифной политики. Что касается руководителей предприятий отрасли — немногие могут себе позволить открытое общение с прессой: кто-то опасается, что, рассказав правду, у него испортятся отношения с местными властями региона. Ну, а в корне молчания — критическое состояние ЖКХ и отсутствие полноценной стратегии выведения отрасли из системного кризиса.
 
- Представители каких органов, учреждений наиболее охотно идут на контакт с вашим агентством?
 
В принципе, общаются с нами все, не уверена, что охотно, но комментируют практически все ведомства, курирующие отрасль ЖКХ. Считаю некорректным выделять кого-то отдельно, поскольку придется называть и тех, кто не предоставляет комментарии вообще или предоставляет с большой задержкой. Такие, к сожалению, тоже есть.
 
- Мария, помогает ли Вам в работе Закон Украины «О доступе к публичной информации»? Как реагируют чиновники и поставщики-монополисты на подобные запросы?
 
Закон — замечательный, хотя, наверное, столь оценочная характеристика не совсем уместна в отношении регуляторной базы. Но, к сожалению, я не могу сказать, что он работает. Скорее, ссылка на этот Закон в запросе журналиста служит своеобразной «пугалкой», а не способствует получению оперативной и качественной информации. Ведомства действительно закон не нарушают, то есть ответ в редакцию присылают в регламентированные его нормами сроки. Но вот качество этих ответов очень хромает. Например, если мы просим прокомментировать ту или иную законодательную инициативу ведомства-разработчика документа, то в ответе может прийти пояснительная записка, которая и так обнародована. Проще говоря, отписка-отмашка. Вот и получается, что, по статистике, чиновники на запросы отвечают, закон выполняют, а на деле журналисту по-прежнему сложно получить информацию. Те ведомства или органы власти, которые понимают важность общения с прессой, работают с нами напрямую и постоянно. Им не нужно напоминать о существовании Закона «О доступе к публичной информации».
 
- Вы работаете со всей Украиной. Какие, по Вашему мнению, можно выделить из общей массы регионы, как наиболее реформаторские, активные, инициативные?
 
Думаю, существует определенное конкурентное противостояние между прогрессивными западными регионами, которые стараются сами привлекать средства, реализовывать новые проекты, переходить на новые технологии, и не отстающими от них восточными регионами, которые очень активно форсируют тему энергосбережения в ЖКХ. Честно говоря, и остальные тоже не отстают. Приведу несколько примеров, которыми можно гордиться: по уровню обслуживания и качеству водоснабжения образцово-показательные результаты в Запорожье, по реализации жилищной политики и сокращению газопотребления — Днепропетровск, в Харькове гордятся лифтовым хозяйством, в Ровно построен первый в Украине современный мусороперерабатывающий завод, Винница и Сумы — города-образчики модернизации коммунальной инфраструктуры, Львов и Черкассы знамениты транспортной реформой, ну про столицу нужно говорить отдельно, хотя киевлян теплом и водой снабжают на высоком уровне.
 
- Какие вопросы больше всего интересуют ваших читателей?
 
Основные и наболевшие вопросы связаны с тарифной политикой, а именно методиками тарифообразования, обоснованностью стоимости жилищно-коммунальных услуг. Ну и, разумеется, вопросы юридического характера, например о том, как составить акт-претензию в ЖЭК, как получить перерасчет и т. д. Для того, чтобы удовлетворить интерес потребителей услуг ЖКХ, каждую неделю на сайте «У.К.» в рубрике «Вопрос-ответ» на вопросы читателей отвечают эксперты и юристы.
 
- На все вопросы удается ответить или есть такие, на которые невозможно ответить, например, в силу информационного вакуума или пробелов в законодательстве?
 
Мы стараемся никого не оставлять без ответа. Не могу вспомнить, чтобы какой-то вопрос поставил редакцию или наших экспертов в тупик, хотя, надо признаться, наши читатели иногда заставляют нас, что называется, «пораскинуть мозгами». Действительно, иногда молчание ньюсмейкеров тормозит процесс, но мы это считаем причинами техническими, а значит — это не повод для того, чтобы оставлять читателя без ответа.
 
- Очень популярны вопросы, касающиеся тарифообразования. Достаточно ли качественно освещается эта тема? И хорошо ли понимают «рядовые граждане» особенности тарифообразования в нашей стране?
 
К глубокому сожалению, бытовые потребители часто не понимают, почему за тепло, свет, воду, газ и вывоз мусора нужно платить. Те, кто понимает, не могут ответить себе на вопрос, почему тарифы высокие, а качество услуг низкое. Стараемся освещать эту тему так, чтобы было понятно и доступно каждому, хотя секретов и тайн в этом вопросе множество, поскольку власти не особо распространяются на тему тарифов, чтобы не вызвать общественный резонанс. Также у нас очень сложное законодательство, регламентирующее тарифообразование, и не менее путанные методики тарифного регулирования. Государство не спешит открывать структуру тарифа и демонстрировать в абсолютной цифре, как формируется стоимость услуг, но при этом убеждает граждан, что вода и тепло — такой же товар, как хлеб или масло, и за него нужно платить по рыночной цене. Разумеется, украинцам такая позиция не ясна, и тут нам приходится договаривать все, что не досказали власти, и объяснять простым языком сложные вещи. В конце концов, в этом и состоит наша работа, а делать выводы — удел читателей.
 
- Не так давно мы с Вами присутствовали на Первом съезде ОСМД в Донецкой области. Как считаете, будут еще подобные съезды в других регионах или нам следует сразу готовиться к Всеукраинскому съезду?
 
Скорее, этот вопрос необходимо задать организаторам съезда и активу ОСМД. Но, я думаю, такие мероприятия необходимы прежде всего для развития самих ОСМД, повышения уровня их профессионализма и качества жилищного менеджмента. Уверена, что съезды и конференции ОСМД будут проходить в Украине все чаще.
 
- Хотя тема ОСМД у всех «на слуху», создание новых ОСМД происходит достаточно медленно и не носит такой массовый характер, на который рассчитывало Правительство. По Вашему мнению, что замедляет этот процесс?
 
Отсутствие адекватной законодательной базы, наличие множества коллизий и дубляжа норм в действующей нормативно-правовой базе. Отчасти к проблеме можно отнести отсутствие в Украине развитой сети ресурсных центров, которые бы выполняли образовательную функцию для ОСМД. Зачастую ОСМД не знают, куда обратиться за консультацией по ряду вопросов, пишут об этом нам в редакцию. Более того, многие ОСМД образовались несколько лет назад, когда создание объединений было в тренде, поскольку позиционировалось Министерством как полноценный противовес неэффективной работе ЖЭКов. Люди, которые создали ОСМД тогда, не понимали уровень ответственности, который они на себя возложили. Именно поэтому многие считают сейчас, что с ЖЭКом работать лучше — ответственность жильцов минимальна и есть с кого спросить. К сожалению, это расхожее заблуждение, среди наших читателей в том числе. Люди не хотят понимать, что собственность обязывает. Ну а для тех, кто это осознал, на страницах «У.К.» — целый раздел, где можно рассказать о проблемах своего ОСМД, попросить помощи, почитать аналитику и разобраться, что предлагается в новых законопроектах, регламентирующих деятельность объединений.
 
- Работать в сфере ЖКХ сложно, а еще тяжелее освещать все ключевые события, происходящие в этом секторе. По нашему мнению, профильным СМИ необходимо налаживать совместную работу в этом направлении. Сотрудничает ли ИА «Украина Коммунальная» с другими СМИ? И довольны ли Вы взаимодействием со своими коллегами из других изданий?
 
Мы всегда готовы к сотрудничеству и диалогу с другими СМИ, особенно специализирующимися на теме ЖКХ. Считаю, что читателей хватит на всех, и делить нам нечего. В нашей информационной нише пока не так много профессиональных изданий, мы с ними знакомы, и с некоторыми даже пытались сотрудничать. Не всегда, к сожалению, можно похвалиться добросовестной работой наших коллег, но считаем, что о коллегах можно говорить только хорошее. А о тех, кто не выполняет взятые на себя обязательства, занимается плагиатом — предпочитаю не говорить вовсе. Верю, что рано или поздно, отраслевые издания придут к такому же выводу, как и мы: вместе можно реализовать ряд интересных для наших читателей проектов, углубиться в расследования и опубликовать множество полезных материалов. Надеюсь, что сегодняшнее наше интервью — начало серьезной и плодотворной совместной работы «У.К.» и газеты «Время ЖКХ». Поэтому я от имени всей редакции поздравляю Вас и всех наших коллег с профессиональным праздником, желаю горячих и эксклюзивных тем и расположения ньюсмейкеров.
 
Газета «Время ЖКХ» (информационно-аналитическое издание для руководителей и работников сферы ЖКХ) №5, май 2013 г.

Любой результат – это анализ. По итогам его, формируется дальнейшее развитие любого мероприятия. Воспользовавшись ссылкой http://richwenews.com/analysts-blog.html, Вашему вниманию будет представлен блог аналитиков, где затрагиваются различные вопросы. Заходите, читайте и узнавайте много полезного и интересного.

 
Комментарии (0)