Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Все мудрствования об эффективности децентрализации отопления я называю блудом», - Иван Плачков
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

«Все мудрствования об эффективности децентрализации отопления я называю блудом», - Иван Плачков

Глава наблюдательного совета ПАО «Киевэнерго» Иван Плачков рассказал журналистам «Экономической правды» об особенностях экономической ситуации в теплоэнергетике.
«Украина Коммунальная» публикует часть интервью, посвященную вопросам коммерческого и технологического учета ресурсов, планам акционера по приватизации столичных коммунальных служб, а также проблемам перехода на индивидуальное отопление.
 
- Несколько лет назад за деньги киевского бюджета была закуплена порция счетчиков, которые до сих пор не установлены. Куда они подевались?
 
Во времена правления в КМДА Леонида Черновецкого было принято решение выделить деньги из горбюджета на закупку счетчиков на горячую воду.
 
- Какую сумму?
 
Что-то около 18 миллионов гривен для закупки 1380 счетчиков. Покупать счетчики должна была компания  «Киевэнерго».
 
- Почему «Киевэнерго», а не город?
 
Поручили специалистам компании. Это не столь важно. Купили счетчики, поставили на склад, а решение о выделении денег на их установку не приняли. Речь шла о сумме около 15 миллионов гривен, сегодня это уже стоит около 20 миллионов гривен.
 
- То есть о сумме, большей, нежели на закупку самих счетчиков?
 
Дело в том, что установить счетчик не так-то просто. Нужно выбрать дома, сделать индивидуальный проект на каждый дом, смонтировать, наладить, ввести в эксплуатацию. Деньги не выделили - счетчики лежат по сей день.
 
- А почему деньги не выделили?
 
Трудно сказать. Сейчас они инвентаризированы. Есть договоренность, чтобы компания, которая их поставила, перепрограммировала их для того, чтобы их можно было установить не только на горячее водоснабжение, но и на отопление. Насколько я знаю, руководство компании предварительно согласовало с заместителем Киевской горадминистрации Анатолием Голубченко вопрос выделения оставшихся денег и организации установки этих счетчиков.
 
- Насколько верна информация о том, что в этом секторе работают специально аккредитованные компании, которые проводят весь процесс установки счетчика на дом: от разработки документации до непосредственного подключения? При этом других выбрать нельзя, а стоимость услуг этих компаний - резко завышена.
 
Эта информация неверна. Никакой специальной аккредитации не существует. Могут работать все, главное, чтобы квалификации хватило. Жуликов развелось очень много. Вот и придумывают сказки. Ведь что такое прибор учета тепла? Это сложный и дорогой механизм: расходомер, термопары и прочее. Их вообще существует около восьми типов: механические, ультразвуковые, индукционные и прочие. В Кракове муниципалитет решил устанавливать счетчики с ультразвуковыми расходомерами, потому что индукционные - опасны из-за высокого напряжения. Механические, например, при качестве нашей воды могут остановиться: попал камешек - и все, счетчик уже не работает. Поэтому и в Киеве было принято решение выдавать технические условия только на  счетчики с ультразвуковыми расходомерами. Если установлен прибор другой конструкции, могут появиться проблемы.
 
- И все-таки, почему для установки счетчика отобран ограниченный перечень предприятий?
 
Предприятия отбираются на тендерной основе по очень простым принципам: квалификация, цена, сроки выполнения работ.
 
- Многие частные компании не допущены к установке счетчиков, и участники рынка пеняют на коррупционный фактор. Прокомментируйте, пожалуйста.
 
Не допущены только потому, что проиграли тендер. Что касается коррупции, то одной из особенностей многих частных компаний является наличие мощной службы безопасности. В таких компаниях коррупция редкое явление.
 
- Как вы все-таки видите ситуацию по развитию тепловых сетей?
 
С технической точки зрения то, что мы имеем, - это середина прошлого века. В первую очередь, нужно сделать реконструкцию источников теплоснабжения и полную замену труб на изолированные. Второе - тепло должно меряться. Каждое здание должно быть оснащено прибором учета тепла.
 
- Правительство подготовило законопроект, предполагающий постепенное введение коммерческого учета. Так, приборы учета холодной и горячей воды для населения предлагают установить до 2018 года, а тепла - до 2017 года. Для введения коммерческого учета по всей стране нужно будет установить 248 тысяч приборов для учета воды и 111 тысяч - для тепла. Это реально?
 
Конечно реально! Если правительство сосредоточится на этом вопросе, и будут выделены деньги. Эта программа достаточно дорогостоящая.
 
- Средняя стоимость одного такого узла для воды составляет 12 тысяч гривен, тепла - 70 тысяч гривен. Таким образом, идея правительства обойдется стране в 10,7 миллиардов гривен.
 
 Нет в стране лишних 10,7 миллиардов, и в ближайшее время не появятся.
 
- По идее, эти расходы хотят возложить на плечи местной власти.
 
У них этих денег тоже нет. Это все - мифы.
 
- Как это реально сделать? 
 
При каждом новом строительстве проектанты обязательно закладывают установку приборов учета по теплу. Для этого нужно принять нормативный документ, чтобы такие вещи происходили автоматически. Второе - необходимо стимулировать собственников, чтобы им всегда было выгодно платить по приборам учета. Расскажу, как это происходило по опыту работы в «Киевэнерго». 
 
Однажды, после того как мы стали устанавливать приборы учета, пришла ко мне женщина. Она была председателем трех кооперативов на Оболони. Пригласила меня в один из этих домов. А там - коврик у входа, цветы на подоконниках. Во всех подъездах все окна - а это был 2003 год - заменены на стеклопакеты. Она благодарит за счетчик и рассказывает, как много они стали экономить денег. С «Киевэнерго» они рассчитываются по приборам учета, а владельцы квартир платят по квадратным метрам. А на сэкономленные деньги жильцы ей разрешили даже содержать служебную машину.
 
Необходимо установить приборы учета по теплу. Когда потребитель видит, сколько он потребляет, и платит за потребленный объем, у него сразу возникает желание экономить. Потребитель будет видеть, сколько он сэкономил и насколько меньше необходимо платить. Следующим этапом будут тарифы, потом - потери и эффективная работа источников. И тогда мы обеспечим высокие стандарты.
 
- Как скоро?
 
При правильном понимании проблематики и осмысленном желании навести порядок - не больше трех лет. Такой процесс прошла Польша, другие страны Восточной Европы - все они начинали с того же уровня, как у нас сегодня, но ушли уже далеко вперед.
 
- В ОСМД говорят, что «Киевэнерго» препятствует установлению тепловых счетчиков в домах. Якобы главная причина - коррупция: отсутствие счетчиков позволяет списывать и завышать потери тепла.
 
Никакой коррупции в «Киевэнерго» нет. Мы уже об этом говорили. По сути вашего вопроса. Чтобы был установлен счетчик, владелец здания должен выполнить два условия. Предоставить помещение для установки и взять на себя обязательства по сохранности дорогой установки – «прибор учета по теплу».
 
- Может, быстрее перейти на индивидуальное отопление? Как, например, в некоторых странах Европы.
 
Посмотрите, какая зима на Севере Франции и Севере Италии или Испании. Там зимой минусовые температуры редкость. И наши суровые, иногда затяжные зимы. Если в тех странах отопительный сезон длится месяц-два, то у нас - не меньше шести месяцев. Все мудрствования об эффективности индивидуальных котлов, децентрализации отопления я всегда называю блудом. В Варшаве, например, категорически запрещено ставить индивидуальные котлы. Американцы во всех городах переходят на централизованное теплоснабжение и водообеспечение. 
 
Я все время был противником перехода на индивидуальное отопление. Но мы не могли запретить устанавливать котлы таким потребителям, как «Премьер-палас», дорогим офисным центрам. Они незаслуженно страдали из-за неплатежей государства, отсутствия газа и, как следствие, низких параметров теплосети. Менеджмент пятизвездочного отеля рассуждает так: «Вам население не платит - у вас газа нет, а у меня люди заплатили немерено денег за номер, а в номере холодно».
 
- Логика в этом есть. Сегодня многие строят и сдают в эксплуатацию офисные здания со своими мини-котельнями. Как вы к этому относитесь?
 
Отношусь спокойно. Экономика и экология всегда победят. Они рано или поздно подключатся к сетям «Киевэнерго», а их котельни останутся как резервный источник.
 
- В свое время Василий Хмельницкий - Киевская инвестиционная группа - хотел создать коммунальный холдинг в составе «Киевэнерго», «Киевводоканала», прочих сервисных служб столицы. Принимали ли вы участие в разработке того проекта?
 
Проект создания холдинга, его идеология родились в стенах «Киевэнерго». Мы планировали создать коммунальный холдинг, объединяющий электро-, тепло-, водо- и газоснабжение. Централизовать сбыт, информационно-сервисные, аварийные службы. Такого типа холдинги работают в Гамбурге, Франкфурте и многих других городах Европы. И тогда, и сейчас я считаю, что это самая правильная система организации жилищно-коммунальных услуг. Но тогдашним руководством формат и структура холдинга были изменены. Холдинг уже без меня был создан и вскоре ликвидирован как неэффективный. Не исключено, что Киев к этой идее еще вернется.
 
- По нашей информации, ДТЭК или другие структуры Ахметова нацелены на скупку многих - или всех - коммунальных сервисных предприятий Киева. Имеются в виду «Киевэнерго» (уже в собственности), тепловые сети, водоканал, «Киевгаз» и прочие. При этом будет использоваться модель, близкая к той, которую хотел создать Хмельницкий. Причем сервисные предприятия могут как покупаться, так и браться в аренду (концессию). Кроме того, на них может ставиться «свой» менеджмент при формальном сохранении коммунальной собственности. Есть ли такие планы?
 
У меня такой информации нет. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Единственное, что могу сказать: концентрация, даже путем передачи в концессию, в одних руках услуг по электро-, тепло- и водоснабжению эффективна, экономична и, в конечном итоге, выгодна для потребителя. Но при двух обязательных условиях. Первое - текущая деятельность координируется муниципалитетом. Второе - тарифы устанавливаются и контролируются государством.
 
- Механизм концессии в Украине предусматривает получение права на внеочередную приватизацию, если концессионер сделал большие капитальные вложения в предмет концессии. Хочет ли собственник «Киевэнерго» использовать этот механизм при приватизации тепловых сетей Киева? Ведутся ли расчеты в «Киевэнерго»?
 
Чтобы начинать такую работу, необходимо принципиальное решение о концессии. Оно еще не принято.
 

 Светлана Крюкова, Сергей Лямец, Экономическая правда

 
Комментарии (2)
Иван Смольный2
07 августа 2013 г. 00:30
Сбитый летчик, который толком и не летал то, а уж про какую-то пользу для ЖКХ и говорить нечего, приземлился на Ахметовский аэродром и теперь в поте лица своего отрабатывает оказанное доверие и немаленькую зарплату. Вызывает гомерический хохот отеческое радение за комструктуры при установке на их объектах индивидуального или автономного отопления. Почему всем нельзя, а им можно - пожалуй ужо даже школьник расскажет почему! И респондент лично приложился к этим, и многим иным исключениям. А уж пассаж насчет блуда и вовсе отражает популистские наклонности оного при отсутствии должной компетенции!!!!!!!!!! В общем, чья бы корова мычала!
Иван Смольный2
07 августа 2013 г. 00:45
В дополнение. Что касается концесионной схемы в ЖКХ, то вряд ли она экономически целесообразна для олигархической структуры практически подмявшей под себя всю базу энергоносителей в Украине.Зачем брать в концессию то, что можно получить на гораздо более выгодных условиях. К чему это я, да к тому, что 99,9% теплоэнерго, водоканалов, предприятий газоснабжения, и пр. предприятий ЖКХ имеют фактически безнадежные кредиторские задолженности перед поставщиками энергоносителей. А кто у нас является поставщиками оных для нужд ЖКХ? Ответ известен любому, кто хоть чуть-чуть в теме. Так зачем париться-концеситься, если можно забрать за долги? И это произойдет сразу же, как только политическая целесообразность искусственного удержания тарифов сойдет на нет. Уже скоро. Только вот расклады 2015 могут не лечь как надо, вот тогда будет интересно. Вот тогда опять появиться полит. целеобразность, но уже под другими стягами, хотя стяги могут быть другими а знаменосцы до боли знакомыми. Но, это уже другая тема.