Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервью«НАК «Нафтогаз» в сегодняшнем виде - это черная дыра, в которой могут пропадать миллиарды» - Алексей Кучеренко
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

«НАК «Нафтогаз» в сегодняшнем виде - это черная дыра, в которой могут пропадать миллиарды» - Алексей Кучеренко

Украина на пороге очередных повышений тарифов на газ и отопление. Насколько это целесообразно сейчас, о реструктуризации НАК «Нафтогаза Украины» и работе Минрегиона - рассказывает Министр ЖКХ (2007-2010 гг.) Алексей Кучеренко.

Начало нового года не принесло украинцам заветной экономической стабильности: до сих пор остаются нерешенными энергетические вопросы, не утихают «страсти» по принятому в ночь с 28 на 29 января прошлого года Государственному бюджету на 2015 год. Ко всему, на днях в Украине завершила работу миссия МВФ. Правительство уверяет, что переговоры были долгими и сложными, особенно в вопросах тарифов и сокращения расходов из государственной казны, но прошли успешно, и сейчас ожидается решение Совета директоров МВФ о предоставлении кредита в сумме 25 млрд. долл. Однако, радоваться этому не приходится, поскольку уже сейчас идет речь об очередном повышении тарифов на газ и отопление для населения в 5-7 раз, начиная с 1 апреля.

«Украина Коммунальная» решила спросить у экспертов, в частности Министра жилищно-коммунального хозяйства Украины (2007-2010 гг.) Алексея Кучеренко, насколько это целесообразно сейчас, поговорить в целом о реформировании НАК «Нафтогаза Украины» и отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
 
- Украина нацелилась на реформирование газового сектора. Одним из шагов является внедрение рыночного ценообразования и создание конкурентного оптового рынка газа. В НАК «Нафтогаз Украины» уже говорят о повышении тарифов на «голубое» топливо для населения в 5-7 раз, перевод предприятий теплокоммунэнерго на систему предоплаты и так называемый «свободный» рынок газа. Ваше отношение к такой перспективе?
 
Во-первых, перед тем, как говорить о каких-то «рыночных» ценах на газ, повышении цен на газ для населения, нужно этот рынок газа создать. На сегодняшний день рынка не существует. Создавая рынок нужно, в первую очередь, понимать, как он будет регулироваться. Создать соответствующий регулятор, поскольку это рынок монопольный, и сделать еще ряд первоочередных вещей, которые не были сделаны. Закона об оптовом рынке газа сейчас нет. Более того, сейчас Международный валютный фонд заставил переписать тот закон, который был подготовлен в недрах НАК «Нафтогаза Украины». Хочу подчеркнуть, что не может сам субъект для себя готовить законы. Поэтому, о какой рыночной цене сейчас можно говорить без рынка? Создайте рынок - потом поднимайте цены. Точнее рынок сам отрегулирует цену. 
 
Второе, предоплата для теплокоммунэнерго - это какая-то «хотелка». Пусть в НАК «Нафтогазе» расскажут откуда теплокоммунэнерго должны взять предоплату. Пусть выйдут к населению и скажут, что они (население - ред.) должны заранее заплатить за тепло, за еще неоказанную услугу, а теплокоммунэнерго должны расплатиться за газ. Что они услышат в ответ, сами знаете. 
 
Мне кажется, что основной проблемой в этой ситуации является то, что в стране нет дееспособного регулятора. НКРЭКУ не выполняет, к сожалению, этих функций. И при таких обстоятельствах монополисты пытаются сами под себя писать законы и подгонять ситуацию. Это недейственно. А главное, чего не могут понять очередные менеджеры НАК «Нафтогаза», это то, что на конце этой цепи «тепло», которое так и не приобрело признаков товара. Есть не очень понятная услуга централизованного отопления, без учета, без возможности регулирования ее потребления, без реальных механизмов существенного уменьшения или перехода на альтернативу. Я бы пока назвал эту услугу «социальной». Речь идет, безусловно, исключительно об отношениях теплокоммунэнерго.
 
- Насколько тогда является прозрачным сейчас формирование тарифов и эффективной система субсидирования населения при таких условиях?
 
На сегодня они все непрозрачные, и именно потому, что регулятор не сделал их такими. Нет процедуры доступа ко всем первичным документам в тарифах естественных монополий и первичных рынках. Все законспирировано. И это создает атмосферу тотального недоверия к тарифам.
 
Что касается системы субсидирования населения. Премьер-министр недавно заявил, что через несколько недель он представит новую, более совершенную систему субсидирования, потому что те субсидии, которые предлагали брать по нынешней системе практически никто не смог получить. То есть вроде бы все делается, но никто до конца не понимает, каким будет результат.
 
 
Как по мне, сегодня есть две главные проблемы. Первое, это то, что люди вынуждены проедать свой маленький «основной капитал» на оплату услуг ЖКХ, а второе, это то, что никто не дал ответа на вопрос: если люди без субсидий не смогут заплатить за тепло и воду, то откуда у них возьмутся деньги на термомодернизацию и капитальный ремонт, и что мы будем делать с теми, у кого эти средства не найдутся.
 
- Уже долгое время ведутся разговоры относительно реструктуризации НАК «Нафтогаза» и модернизацию украинской ГТС, однако до сих пор существенных подвижек в этом направлении мало. Насколько это вообще реально?
 
Я думаю, что вопрос реформирования НАК «Нафтогаза» политически принципиально решен. Этот вопрос давно уже стоит на повестке дня и как ключевое условие, ведь наши кредиторы понимают, что НАК «Нафтогаз» в нынешнем виде - это черная дыра, в которой могут миллиарды пропадать без ответа, без привета. Направление реформирования понятно - в соответствии с третьим энергопакетом, разделение по видам деятельности. Другой вопрос, почему это не делается, не могу понять. Мы потеряли год. Почему нельзя было эту процедуру готовить начиная с марта прошлого года? Я не знаю, почему потеряно столько время на пустые декларации. 
 
Относительно модернизации ГТС - прежде всего, нужно пройти реструктуризацию, а потом искать инвесторов. Да, я полагаю вполне, можно находить инвестора, но опять же - инвестор не пойдет в мутную непрозрачную систему. Инвестиции нужны, но для этого нужны реформы. Все оговорено - переговорено. Здесь уже только делать нужно.
 
- Вы были долгое время Министром по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины. Как по Вашему, к чему сейчас идет украинское ЖКХ? Как Вы оцениваете новую политику Минрегиона, в частности в части прекращения открытых диалогов с общественностью? Чем это может быть обусловлено?
 
Состояние понятно, что не улучшается. Особенно сейчас всех тревожит рост кредиторской задолженности. Но самое страшное другое. Я лично, например, не понимаю, что сейчас происходит с украинским жилищно-коммунальным хозяйством. Я не понимаю, какие ориентиры в Министерства, есть ли они вообще. Я не понимаю, есть ли хоть какой-то комплексный план и стратегия выхода из кризиса в ЖКХ. 
 
Как по мне, то основная ошибка двух постмайдановских Министров заключается в том, что не было сделано профессионального, деполитизированного аудита выполнения Программы реформирования ЖКХ на 2010-2014 годы. Его просто необходимо сделать. Перед тем, как двигаться дальше, нужно проанализировать, что сделано в той Программе, а что нет. Она как закон была принята еще в далеком 2009 году, берусь утверждать, что значительная часть ее положений актуальна и сегодня, ее просто откровенно и примитивно проигнорировали.
 
Что касается открытости, то скажу откровенно и жестко - мне не понятны принципы и методы формирования так называемых общественных советов при Минрегионе и Агентстве по энергосбережению. Скажу откровенно, мне кажется, что создались они явно не для дискуссий. Хотел бы ошибиться (улыбается - ред.).
 
Но главное, что я бы посоветовал нынешнему Министру - осознать то, что за 5 лет Министерство, по своей сути, находится в достаточно разобранном состоянии, региональные десанты каждого нового Министра практически полностью уничтожили институциональную память и профессиональный уровень специалистов. Министерство, к сожалению, не является сегодня, мягко говоря, «гарниром интеллектуальной мысли». 
 
Если хотя бы из этого исходить и наладить нормальный диалог с различными экспертными группами, можно начинать что-то делать, но еще раз подчеркиваю, что первое с чего нужно начинать - с полного анализа провала реформирования отрасли.
 
Беседовали Екатерина Ляшевская
 
Комментарии (16)
Читатель12
18 февраля 2015 г. 12:56
вот кто бы сомневался про Нафтогаз!!! хоть кто-то не боится называть вещи своими именами.
Владимир11
18 февраля 2015 г. 13:12
Нафтогаз как Нафтогаз , контора для распила денег , вышки Бойка , модернизация ГТС длящаяся с 2000 года ,кто же от этого откажется ?
Санечка В.0
18 февраля 2015 г. 13:24
с НАКом все понятно. Но там хоть керують люди знающие матчасть. Им Яценюк сказал, бежим туда, они и бегут, но делают это профессионально. Коболева в телеке посмотреть и послушать приятно. А вот НКРЕКУ - полный пиз-ц. Там же крикнешь, а в ответ тишина. Ихний и.о. Волка, разве большой специалист в тарифообразовании? Стыдно!!!
Софи Кремен10
18 февраля 2015 г. 15:35
А чего стыдно ? Профессионал с большой буквы - "Тимчасово виконуючий обов'язки Голови Національної комісії, що здійснює регулювання у сфері енергетики і комунальних послуг (НКРЕКП) Дмитро Вовк до останнього часу працював менеджером кондитерської корпорації Roshen."
Sergiy0
18 февраля 2015 г. 15:05
Можливо і передоплата! Але, перша умова- вертикаль договорів по типу затведженого КМУ ,,газ- тепло- споживач тепла,,.Друга - розподільчі рахунки для всіх ,так для всіх ,,тепло- вода- товар(послуги),,.Третя-нарахування при авансових платежах мають зменшуватися на відсотки за користування кредитами на закупівлю газу.
Владимир9
18 февраля 2015 г. 15:53
Если под вертикалью ,,тепло- вода- товар(послуги),, подразумевается предоплата за товар(услуги) последними ,то при нынешней массовой нищете населения страны (и перспективе повышения стоимости энергоресурсов ) ,это путь в никуда ," ляжет " вся цепочка ! А с учетом потуг НАК Нефтегаза рассмотреть всю процедуру в рамкам УК , становится страшно ...
Anton Pirogov6
18 февраля 2015 г. 21:27
"Нефтегаз Украины" давно лежит мертвым грузом. Давно пора принять меры к этому монополисту - самописцу.
Albina Artemieva10
18 февраля 2015 г. 21:34
Работаю на ТКЕ в Новамосковске. Что хочу сказать, что благодаря этим невероятным коефициентам распределения денежных средств, зарплаты стали задерживать по два - три месяца, у меня дома дети, как их кормить - непонятно. Что будет после ОС вообще боюсь думать. Надеюсь, что хоть что-то сделают с этой ситуацией и примут меры касательно НАК "Нафтогаз". Редакции спасибо за интервью, очень интересная инфа. Видно и бывший министр того же мнения, как и большинство людей, работающих в ЖКХ.
Ri4ard Richardson9
18 февраля 2015 г. 21:51
В прошлом году бюджет профинансировал посредством выпуска ОВГЗ дефицит "Нафтогаза" на сумму 110 млрд грн. В этом году за 31,5 млрд грн на покрытие разницы в ценах на газ депутаты уже проголосовали. Дотации обусловлены тем, что у нас разница в цене для населения и промышленности, и цене, по которой мы покупаем и импортируем газ, у нас в десятки раз больше. Если мы приведем цены к единому уровню, тогда у нас будет наполнение бюджета. Только к чему это приведет?
Terror6
19 февраля 2015 г. 14:12
Найбільші добувні компанії світу демонструють скорочення витрат на видобуток нафти і газу. Це дозволить залишатися на плаву світовим гігантам. У «Нафтогазі», навпаки, «задрали» собівартість видобутку до небес і чекають приходу міфічного іноземного інвестора. Не замислюючись над тим, що інвестор, швидше, буде вкладати гроші в проекти з відносно низькою собівартістю видобутку.
SERGEY6
19 февраля 2015 г. 14:37
у "Нафтогаза" основные газовые ,газоконденсатные и нефтяные месторождения разрабатываются с 60-х годов прошлого века и практически на 80% исчерпали свой извлекаемый ресурс , повышение себестоимости единицы товарного продукта позволит как минимум сохранить добычу на текущем уровне и даст возможность хоть как то ее прирастить , особенно это актуально в текущих условиях для газовой группы !
Aleksandr Poltavec8
19 февраля 2015 г. 06:56
"Нехай у НАК «Нафтогазі» розкажуть звідки теплокомуненерго мають взяти цю передоплату. Нехай вийдуть до населення і скажуть, що вони повинні наперед заплатити за тепло, за ще ненадану послугу, а теплокомуненерго має розплатитися за газ." Красивее и не скажешь. В остальном полностью согласен с бывшим Министром. Нахрен "Нафтогаз".
Viktoria Dombrovskaya7
19 февраля 2015 г. 08:52
Я вважаю що, якщо не змінюється нормативно-правова база, не змінюються правила гри на внутрішньому ринку. Нам необхідно реформувати внутрішній ринок, нам необхідно реформувати житлово-комунальне господарство, яке є одним з основних споживачів, нам треба переглядати систему дотацій і субсидій, розробити програму перегляду тарифів. НАК останнім часом говорить про собівартість, яка у нього виросла з 80 доларів до 320 по їх новими розрахунками. Не треба робити такі ляпи і говорити, що чим вище собівартість, тим більше прийде інвесторів. Уряд всіляко намагається сьогодні обгрунтувати, що потрібно підняти тарифи в 3-5 разів. Це неправда. Тарифи треба піднімати, але не можна робити це одномоментно в першому кварталі тільки тому, що НАКу не вистачає грошей - простіше тоді НАК ліквідувати і вже потім розбиратися з його боргами.
Sergiy0
19 февраля 2015 г. 08:55
Якщо мені принесуть договір на теплопостачання(як товар- теплову енергію) і в договорі напишуть, що від сьогоднішніх 500 грн. за опалення ,я зобовязуюся заплатити 60 відсотків(тобто 300 грн). А щоб не брало ТКЕ кредит , мою суму мені зменшать на відсоток обслуговування кредиту та пені перед НАКом. Я заплачу.А залишок в кінці місяця.
Sergiy6
19 февраля 2015 г. 09:02
Повністю згодний з О.Ю. щодо регіональних десантів- це шля в нікуди. Міністр має переступити через себе. Зібрати актив асоціацій ТКЕ,Жит,Вод. вони точно знають у кого ще збереглася інституційна память і повага до них в галузях. Та призначити тих фахівців на ключові посади в Міністерстві.
Terror6
19 февраля 2015 г. 14:15
Ось теж інтересний комментар американського експерта: «Подсчет затрат в условиях высокой инфляции – дело безнадежное. Компоненты затрат имеют противоположную динамику. Например, расходы на оплату труда снижаются, а затраты на обслуживание займов быстро растут», – пояснил Михаил Корчемкин, гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis (США). Он считает, что «Нафтогаз» в своих расчетах специально завысил себестоимость добычи газа для сокращения налоговой базы и обеспечения внутренней доходности инвестиций в добычу. Госбюджет на текущий год предусматривает для них 55%-ный налог на недропользование, хотя правительство обещало с января снизить его до 28%, как было до августа 2014 года."