Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАналитикаСтратегия развития Киева – домашнее задание для Супермэра?
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Стратегия развития Киева – домашнее задание для Супермэра?

Стратегия развития Киева до 2025 года, к сожалению, не содержит ответов на наиболее актуальные вопросы развития жилищно-коммунального хозяйства города

Стратегия развития Киева до 2025 года, к сожалению, не содержит ответов на наиболее актуальные вопросы развития жилищно-коммунального хозяйства города. Похоже, авторы документа ждут чуда, которое вряд ли произойдет в столице даже за следующие 14 лет.

Эпическая фантастика

Именно так можно охарактеризовать общую философию документа под названием «Стратегия развития города Киева до 2025 года». После ее утверждения в декабре 2011 года, многие эксперты высказались о крайней нереалистичности документа. Основная претензия к авторам – как и где власти Киева собираются привлечь до 2025 года почти   82 млрд евро инвестиций, в среднем более 6 млрд евро в год. Об эпическом размахе нынешнего киевского градоначальника Александра Попова свидетельствует следующее сравнение: по итогам 2010 года в экономику Украины всего было привлечено немногим более 6 млрд долларов США иностранных инвестиций. Спрашивается, какое чудо собираются произвести на свет столичные чиновники, чтобы серьезные иностранные инвесторы и кредиторы завалили Киев деньгами?

И все же, существует весомая причина, по которой в конце нынешнего года на свет появилось упомянутое произведение, которое смело можно отнести к жанру эпической фантастики. Ранее Президент Украины Виктор Янукович поручил Кабмину до декабря 2011 года утвердить генеральный план развития Киева и Стратегию развития города до 2025 года. После этого соответствующий пункт появился в «Программе социально-экономического развития г. Киева на 2011 год» (решение Киевского городского совета №574/5386 от 30 декабря 2010 года). Сказано, сделано. По факту поручение президента выполнено. По сути – выполнено некачественно. По совести – не выполнено то, что составляет истинный смысл понятия «стратегия развития города».

Основная целевая аудитория «Стратегии…» - украинские и иностранные инвесторы и кредиторы, которые могут дать большие деньги для реализации больших мечт столичных чиновников. А что необходимо инвесторам и кредиторам? Ответ прост – гарантии платежеспособности муниципалитета и гарантии сохранности и приумножения их капитала. Вот об этом авторы документа совсем не побеспокоились. В итоге у документа лишь два достоинства – приятный, современный внешний вид и соблюдение сроков разработки. Все остальное – под большим вопросом, хотя до вопросов еще необходимо дойти, ведь как известно, инвесторы и банкиры читают фантастику только в свободное от работы время, а на работе предпочитают реальные цифры и трезвый расчет.  

Научная фантастика 

Итак, рассмотрим сектор №3 Стратегии, - «Инженерная инфраструктура и коммунальные услуги». Причем, сделаем это по системе Станиславского, то есть войдем в образ инвестора или кредитора, и попробуем оценить эту часть документа их глазами.

Открывает раздел весьма неприятная для инвестора информация – мэрия признает, что тарифами в Киеве покрывается лишь 60% операционных затрат на услуги водоканализации и водоотведения и лишь 50% затрат на оказанию услуг по нагреву и подаче горячей воды. Как инвестор, мы сразу получаем тревожный сигнал. Если за 20 лет независимости властям Киева удалось выйти на такие непривлекательные тарифные показатели, то как за следующие 14 лет они собираются сделать тариф как минимум безубыточным и привлекательным для стратегического инвестора? Какие радикальные реформы и какие инновации внедрит мэрия, чтобы этого достичь? Ответа на этот вопрос в Стратегии нет. Зато есть постоянные ссылки на будущее привлечения денег инвесторов и работу с частными компаниями и формирования для них «качественных экономических и нормативных стимулов для активных работ по модернизации сетей». С нерентабельным тарифом любые другие стимулы будут неэффективными, а сделать тарифы рентабельными киевской мэрии мешают политические манипуляции с общественным мнением и опасность возникновения социальной напряженности среди киевлян, большинство из которых и так считает, что платит несправедливо высокую цену за коммунальные услуги среднего качества.

Не меньше удивления вызывают цифры официальной статистики. Оказывается, потери воды в Киеве при транспортировке и распределении составляют около 20%, тепла  - 17%, электроэнергии – 11%. Независимые эксперты считают, такую оценку заниженной, - по их мнению, реальные показатели потерь выше, как минимум на 5% каждый. Еще один тревожный сигнал для инвестора – недоверие к оценке рисков со стороны городских властей. Для получения серьезных инвестиций и кредитов столице необходим независимый аудит состояния ЖКХ. Это же касается и озвученных властью показателей: каждый шестой дом в Киеве изношен более чем на 40%, треть лифтов пребывает в аварийном состоянии, а ежегодно 1000 лифтов становятся аварийными. Чтобы исправить ситуацию всего за 14 лет потребуются масштабные инвестиции и радикальные реформы в городском хозяйстве, коих в Стратегии не прослеживается.

По оценкам КМДА, дефицит бюджета столицы в 2011 году составит 1,5 млрд. грн. По независимым оценкам, эта цифра может составить 3-4 млрд грн. При этом следует помнить, что на ликвидацию дефицита бюджета Киев получил от Кабмина в 2011 году несколько миллиардов гривен помощи, без которых дефицит бюджет выглядел бы еще более тревожным. Похоже, столица навсегда попрощалась со статусом главного донора государственного и местных бюджетов.

Тем не менее, цифры Стратегии поражают оптимизмом: на приведение в порядок существующей и строительство новой транспортной и инженерной инфраструктуры планируется привлечь почти 4 млрд евро, на реконструкцию тепловых сетей – инвестировать 1,5 млрд евро, на модернизацию водопровода и канализационного хозяйства – 10 млн евро, реконструкцию электросетей – 220 млн евро, модернизацию жилищного фонда и замену лифтов – 224 млн евро. Такие деньги никто не даст просто так, без гарантий сохранности и приумножения капитала. Ни того, ни другого пока киевские власти дать не могут.  Как, например, объяснить потенциальным инвесторам ситуацию с долгами киевлян за потребленные жилищно-коммунальные услуги? По данным Госкомстата, в октябре 2011 года суммарный объем долга увеличился на 6,9%, или на 680,3 млн гривен до 10 млрд 559,2 млн гривен, из них: долг за квартирную плату – 2,0 млрд гривен, долг за отопление – 5,0 млрд гривен, долг за газоснабжение – 1,6 млрд гривен. Несомненно, трудно, имея долги на сумму более 1 млрд долларов США, объяснять инвесторам привлекательность вложения в объекты столичного ЖКХ и уверять, что проблемы неплатежей их не коснуться.

Героическая фантастика

При этом, со стратегической точки зрения, весьма удачно предлагается инициатива «Бережливая энергетика», которая предусматривает проведение комплексной термомодернизации жилищного фонда. Правильно сделана ставка на  ОСМД с точки зрения повышения эффективности управления затратами и благоустройством домов и придомовых территорий. Естественно, никуда не деться от массивного вороха проблем, связанных с функционированием ОСМД, однако здесь, в отличие от рассматриваемых выше вопросов, действительно, есть надежда урегулировать ситуацию в течение следующих 5-7 лет. Также правильной выглядит инициатива снизить норматив суточного потребления воды в Киеве с 330 л в сутки до 235 л в сутки. Экономия во всем, начиная с затрат на содержания чиновников и заканчивая экономией электроэнергии тепла и воды, - это то, что сейчас крайне необходимо столице, которая попала в затруднительную финансовую ситуацию. Кроме «космической» команды финансовую состоятельность Киева подкосило решение правительства в 2010 году перечислять в государственный бюджет 50% поступлений от подоходного налога граждан. В результате, город, который обеспечивает около 19% ВВП Украины, переживает не самые лучшие времена и вынужден делать ставку на субвенции из госбюджета, а также привлечение кредитов на «латание» дыр в муниципальном бюджете.

Таким образом, чтобы эпическая фантастическая «Стратегия развития города Киева до 2025 года» стала реальностью, столице нужен как минимум супергерой. Пока на это место есть только одна кандидатура – нынешний глава КГГА Александр Попов. Поговаривают, что Стратегия – это его предвыборная программа на будущих выборах мэра Киева. Если это так, то выбор не совсем удачный, так как проголосуют «за» лишь любители фантастики.

Если г-н Попов и вправду намерен реализовать Стратегию, особенно ее положения, касающиеся ЖКХ, ему придется совершить чудо – увеличить объем привлечения иностранных инвестиций в экономику столицы, как минимум в 7-8 раз (!!!). Сейчас, согласно оценке чиновников КГГА, душевой показатель инвестиций составляет 5000 евро на одного киевлянина. Чтобы приблизится к уровню таких городов, как Прага или Будапешт (с которыми сравнивают Киев в тексте Стратегии), необходимо довести душевой показатель инвестиций до уровня 38-42 тыс. евро на человека. Мэриям этих европейских столиц удалось достичь такого уровня за 12 лет. Учитывая общую экономическую и политическую культуру принятия и реализации решений в Украине, столичным чиновникам вряд ли хватит тех 14 лет, которые они прописали в Стратегии.

Итак, столице необходима адекватная дорожная инвестиционная карта, которая ответит на самые главные вопросы инвесторов и кредиторов и вызовет у них интерес вкладывать деньги в развитие Киева – одной из самых перспективных европейских столиц. Стратегия однозначно нуждается в переработке. Это необходимо признать и сделать с привлечением авторитетных отечественных и международных экспертов. А пока – научная фантастика с элементами соцреализма!

Вадим Матвеев для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)