Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервьюАМКУ подыгрывает монополистам
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

АМКУ подыгрывает монополистам

«У.К.» обратилась в АМКУ с письмом-запросом предоставить профессиональную оценку влияния Закона №1198-VII на рынок ЖКУ. На поставленные вопросы редакция получила, мягко говоря, неожиданные ответы, которые предлагаем Вашему вниманию.

Шестой месяц не утихают страсти вокруг Закона Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», который полностью изменил правила игры на рынке коммунальных услуг. Критики этого закона считают, что его нормы усилили позиции монополистов в сфере теплоснабжения и водоснабжения на рынке ЖКУ, ведь если до вступления в силу этим Законом монополисты поставляли тепловую энергию или питьевую воду до ввода в дома, а в дальнейшем ОСМД, ЖСК или городские советы самостоятельно на конкурсной основе выбрали исполнителей услуг, то нормами Закона №1198-VII монополистов автоматически признали исполнителями коммунальных услуг в жилищном фонде и наделили их правом предоставлять свои услуги с использованием внутридомовых сетей.

Но проблемы, которые породил Закон №1198-VII, значительно глубже, чем просто автоматическое определение монополистов исполнителями коммунальных услуг.

В редакцию «У.К.» обратились представители компании «Явир-Жилстрой-2», которая осуществляет обслуживание жилого фонда в столице, с просьбой помочь в сложивщийся ситуации, и передали официальную переписку компании «Явир-Жилстрой-2» ПАО «АК Киевводоканал» по поводу урегулирования механизма предоставления услуг с централизованного водоснабжения и водоотвода с использованием внутридомовых сетей.

Спорная ситуация возникла из-за того, что ПАО «АК «Киевводоканал», ссылаясь на то, что Законом №1198-VII не были внесены изменения в Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», а внутридомовые сети остаются на балансе и обслуживании у компании «Явир-Жилстрой-2», предоставило ответ, что и в дальнейшем считает исполнителем услуг водоснабжения и водоотведения компании «Явир-Жилстрой-2» и сейчас намерения заключать прямые договоры с собственниками квартир не должно. В свою очередь, компания «Явир-Жилстрой-2» считает, что не является субъектом хозяйствования, который осуществляет хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу, и быть исполнителем услуг быть не может.

При этом монополистом в категорической форме было предложено подписать договоры «о сотрудничестве...» и «о предоставлении услуг», проекты которых были присланы на электронную почту потребителя, при этом он был предупрежден, что проекты договоров является окончательной редакцией и не подлежат изменению ни путем спекания оформление протоколов разногласий, ни путем внесения изменений в текст проекта договора. «Это лишь Ваше потраченное время» - такой фразой заканчивалось письмо ПАО «АК Киевводоканал» к компании «Явор-Жилстрой-2», что и заставило обратиться компанию «Явор-Жилстрой-2» к КГГА и Антимонопольному комитету Украины с письмом-жалобой на своевольные действия монополиста, который с 18 августа до сих пор находится на рассмотрении этих органов.


В свою очередь, редакция «У.К.» обратилась к и. о. Председателя Антимонопольного комитета Украины Николаю Барашу с письмом-запросом предоставить профессиональную оценку влияния Закона №1198-VII на рынок жилищно-коммунальных услуг, а также ответить на вопросы, которые волнуют сегодня в одинаковой степени как монополистов, так и гражданское общество. На поставленные вопросы «У.К.» получила, мягко говоря, неожиданные ответы, которые предлагаем Вашему вниманию.

Итак, вопрос №1:

Как Вы считаете, после вступления в силу Закона №1198-VII само понятие «рынок услуг ЖКХ», которое предполагает конкуренцию, еще актуально?

Ответ АМКУ: Сегодня не существует однозначного ответа на этот вопрос, поскольку жилищно-коммунальное хозяйство является многоуровневой и разноплановой сферой, которая формирует значительное количество рынков услуг. В основном рынки жилищно-коммунальных услуг подразделяются на:

- рынки, находящиеся в сфере естественных монополий (услуги по транспортировке тепловой энергии, централизованного водоснабжения и водоотвода), и соответствующие смежные рынки (производство и поставка тепловой энергии), которые регулируются Законом Украины «О естественных монополиях»;

- потенциально конкурентные рынки, на которых может и должна развиваться конкуренция, однако они были и являются монополизированными (услуги по обслуживанию внутридомовых сетей, вывоз бытовых отходов, другие услуги по обслуживанию домов и придомовых территорий).

Для конечного потребителя (владельца (арендатора) определенного помещения многоквартирного дома) предоставителем услуг по централизованному отоплению, централизованному снабжению холодной воды, централизованного снабжения горячей воды, водоотведения, а также услуг по обслуживанию внутридомовых сетей может быть только одна организация, которая имеет необходимую инфраструктуру для осуществления такой деятельности и/или доступ к тепло-, водо- и канализационных сетей (распределительных и внутридомовых), а также определенная исполнителем соответствующих услуг.

То есть, для осуществления деятельности на указанных рынках есть определенные барьеры вступления (лицензии, конкурс). Вместе с этим конкурсный отбор должен обеспечить конкуренцию при его проведении и предоставляет возможность выбрать поставщика соответствующих услуг, который предложит лучшие условия.

Следовательно, Закон №1198 меняет структуру рынков жилищно-коммунальных услуг, а их отдельных участников.

Вопрос №2:

Планирует ли АМКУ инициировать перед КМУ необходимость внесения изменений в Закон №1198-VII или хотя бы определить временные рамки его действия?

Ответ АМКУ: Считаем, что инициировать соответствующие изменения должно прежде всего профильное Министерство (Минрегион Украины) и регулятор отрасли (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг).

Одновременно отмечаем, что в июле текущего года Комитет (АМКУ - ред.) в письме Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики отметил о необходимости согласования отдельных норм Закона №1198 и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем внесения изменений в законодательство и ускорении разработки нормативно-правовых актов, необходимых для реализации норм этого Закона.

Представитель профильного управления Антимонопольного комитета Украины является членом Рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в сфере предоставления услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, созданной Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики в связи с необходимостью урегулирования проблемных вопросов, которые возникают при реализации Закона №1198-VII.

Вопрос №3

Были ли зафиксированы жалобы или обращения ОСМД или ЖСК в АМКУ по поводу формы и видов договоров на предмет «Использования внутренних сетей» монополистами или другие обращения по поводу применения Закона №1198-VII?

Ответ АМКУ: В органы Комитета обращались ОСМД, ЖСК и частные ЖЭКи города Киева относительно проблемных вопросов, связанных с принятием Закона №1198. В то же время, эти обращения не касались форм и видов договоров «Использование внутренних сетей».

Из содержания этих ответов складывается впечатление, что АМКУ по отношению к проблемам, которые возникли у монополистов и потребителей с вступлением в силу Закона №1198-VII занял сугубо украинскую позицию - «мой дом с края - ничего не знаю». Видимо, руководствуясь тем же принципом «дом с края», АМКУ в свои ответы на вопрос «У.К.» не сообщил, что на его рассмотрении находится по крайней мере одно обращение ООО «Явор-Жилстрой-2» о принятии конкретных мер к монополиста ПАО «АК Киевводоканал», который свободного трактует нормы Закона №1198-VII о предоставлении услуг с использованием внутридомовых сетей. Но не за тем мы создавали государственный специальный орган со специальным статусом, основной задачей которого осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, чтобы он вместо того, чтобы решать проблему, ждал решения этой проблемы другими.

Евгения Володина

 
Комментарии (1)
Sergiy1
08 октября 2014 г. 09:22
АМКУ на колегії ще 2,5 роки тому, було задане питання щодо порушення антимонопольного законодавства при визначенні місцевими органами влади монополістів виконавцями послуг.Тепер ввели такий підхід в рамки закону. Чиста економічна диверсія, яка поховала енергосервісний бізнес та поглибила монополізм в ЖКГ.Що вже говорити про невідповідність Євродирективам з цього питання? Пане Іване! Думаєте нова комісія буде цим займатися? Ви оптиміст!