Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервью«В любом случае тариф на утилизацию бытовых отходов будет расти»
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

«В любом случае тариф на утилизацию бытовых отходов будет расти»

Перерабатывать мусор или выбрасывать за городом - вопрос, который в ближайшее время станет вызовом для украинского общества. На него ИА «У.К.» ответил глава правления Ассоциации предприятий сферы обращения с отходами «Чиста країна» Виктор Ржоткевич

- Виктор Леонидович, расскажите, с какой целью была создана Ассоциация перевозчиков ТБО «Чиста країна»?

В состав Ассоциации вошли те предприятия, деятельность которых связана с рециклингом твердых бытовых отходов. Мы предложили всем желающим объединиться в ассоциацию для того, чтобы эта организация могла отстаивать интересы перевозчиков, работающих в сфере обращения с отходами. На сегодня Ассоциация объединяет порядка 20 компаний. Вместе мы проводим мониторинг рынка, готовим законодательные инициативы, стараемся поддерживать те предприятия, которые работают в этой сфере.

- Как вы охарактеризуете экономическую ситуацию, которая сложилась на рынке обращения с ТБО?

Оперировать понятием «рынок», наверное, не совсем уместно, поскольку рынок – это, прежде всего, среда, где созданы комфортные условия для ведения бизнеса. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране существует серьезная проблема, которая заключается в том, что все обращение с бытовыми отходами сводится к тому, чтобы вывезти их и высыпать за чертой города. В том, чтобы с помощью переработки отходов уменьшить объемы и площадь захоронений, особого интереса пока ни у кого нет. До сих пор решения властей в основном были ориентированы лишь на создание такой системы, при которой мусор вывозиться за пределы населенного пункта и где-то утилизируется. Но, стоит сказать, что в последнее время и в правительстве, и в парламенте возникают вопросы, которые свидетельствуют о том, что в ближайшее время ситуация может измениться. Я глубоко убежден, что принятие рациональных решений о переработке мусора обойдется государству в разы дешевле того, что нам потом необходимо будет делать с теми отходами, которые сейчас депонируются на полигонах.

Виктор Ржоткевич - асоциация Чиста Країна

- Что делать с полигонами, срок эксплуатации которых истекает? Можно ли переработать годами хранящийся на них мусор, или рециклингу подлежат лишь «свежие» отходы?

Переработать можно все. Вопрос только в том, кому и для чего это нужно, а также кто готов за это заплатить. Я знаю некоторые примеры, когда это делается заграницей. Знаю пример, когда в результате накопления отходов, полигон фактически оказался в центре города. То есть, получилось, что земля, на которой находиться свалка, достаточно дорогая, поэтому в этом случае экономически целесообразно отходы переработать. Но я считаю, что у нас есть более серьезная проблема переработки того мусора, который сегодня поступает на свалку. Давайте вначале поборемся с ней, а потом уже целесообразно будет принимать решение о том, что делать с теми отходами, которые годами свозились на полигоны. Если сегодня закрывать любой из украинских полигонов, то еще 25 лет его придется обслуживать, то есть, проводить мониторинг его состояния, отслеживать, куда исчезает фильтрат. Кроме того, закрытый полигон также необходимо охранять, поскольку все же  - это техногенно опасный объект. Я не уверен, что местные власти готовы еще четверть века после закрытия полигона тратить на эти цели средства. Поэтому сегодня у них на повестке дня стоит один вопрос – вывезти мусор и выкинуть его.

- Насколько сфера обращения с ТБО привлекательна для украинских и иностранных инвесторов?

Тут вопрос даже не в желании вкладывать средства. Вопрос заключается в тех условиях, которые созданы для работы этого бизнеса. Желающие инвестировать немалые суммы в эту отрасль найдутся тогда, когда будет работать экономически обоснованная система. Сегодня создание такой системы и таких условий крайне непопулярно, поскольку финансовую нагрузку необходимо будет переложить на плечи бытового потребителя. Ну а для населения сама идея поднятия тарифов – не особенно модная. Кроме того, среди людей бытует устоявшееся мнение, что мусор – это уже деньги. То есть люди рассуждают так, что если кто-то забрал откуда-то машину мусора, значит он уже чего-то заработал и чего-то нажил.

- Но ведь такое мнение сформировалось не безпочвенно. В странах ЕС, например, услуги по вывозу и утилизации мусора действительно стоят немалых денег..

Действительно, заграницей эта тема считается достаточно прибыльной, поскольку за утилизацию мусора потребители платят большие деньги. Почему это так дорого? Во-первых, я не считаю, что есть много людей, которые получают удовольствие от того, что копаются в мусоре, или работают на мусоровозе. Поэтому очевидно, что если кто-то этим занимается, он должен получать какую-то сатисфакцию, точнее, компенсацию за не очень приятный труд. В Европе это понимают. Кроме того, европейцы также понимают - для того, чтобы отходы не вывозили за черту города, их необходимо переработать. Я считаю, что у нас в стране все таки кто-то должен обратить внимание на полигоны и свалки, в том числе с учетом европейского опыта. В Европе запрещено депонировать отходы на необорудованных свалках, то есть там, где нет защитной пленки, определенной инфраструктуры. Зарубежом переоборудование полигонов было сделано достаточно быстро, у нас все же органам местного самоуправления необходимо дать определенный срок для того, чтобы такую инфраструктуру построить.

- Но тогда захоронение мусора на таких полигонах будет стоить дороже…

Да, но тогда появиться экономический смысл в сортировке отходов. То есть, если захоронение отходов будет стоить дорого, то я буду их отсортировывать, тем самым уменьшая объем захоронения. Это один из стимулов, инструментов и тех самых условий для возврата вложенных инвестиций. Хочу подчеркнуть, что сегодня запрет на вывоз отходов на необорудованные полигоны уже введен украинским законодательством. Но как и многие другие нормы, это не соблюдается.

Виктор Ржоткевич фото - асоциация Чиста Країна

- То есть в стране нет оборудованных в соответствии с стандартами полигонов?

Такие полигоны есть. Это, прежде всего, пятый киевский полигон, имеющий один из самых больших объемов захоронения. Мы неправильно делаем, что весь мусор вывозим туда. Любой полигон, даже оборудованный, такого объема рано или поздно не выдержит. Также это небольшой частный полигон в Василькове, где постелили пленку и построили необходимую инфраструктуру. Еще такие полигоны есть в Донецке, которые строились по проекту TASIS. Вроде бы еще один новый полигон сейчас открывается в Днепропетровске. Но я не могу сказать, сделан ли он с учетом стандартов и норм.

- Насколько действующие тарифы на вывоз и утилизацию отходов являются экономически обоснованными?

Ситуация по регионам разнится. Стоимость такой услуги складывается из двух составляющих: тариф на логистику и тариф на захоронение. Это в целом ущербная система, которая не дает возможности развивать условия для введения раздельного сбора и сортировки. Кроме того, в большинстве городов местные власти не хотят поднимать логистический тариф. Последний раз тарифы в большинстве городов утверждались, когда цена на топливо составляла 6 гривен. Сегодня цена топлива 10 гривен, но пересматривать тарифы пока никто не собирается.

-  То есть перевозчики работают себе в убыток?

Перевозчики могут работать некоторое время в убыток, и некоторые компании делают это осознанно. Но это может продолжаться лишь некоторое время, а потом компания должна принять для себя решение уходить ли ей с этого рынка или договариваться с местной властью. Некоторые компании принимают для себя решение, что они готовы работать какое-то время в убыток, понимая, что завтра ситуация изменится. Но тогда на этот рынок найдется много других претендентов. Поэтому нынешние участники рынка стараются удержать свое положение и искать точки соприкосновения с местными властями. Последние, кстати, этим тоже активно пользуются. В некоторых регионах власти пытаются диктовать свои условия, и если компания не готова их принимать, говорят, что найдутся другие. То есть, своего рода шантаж. Некоторые из наших компаний несколько лет назад с таким сталкивались, например, в Черкассах. Решили этот вопрос так: одна компания ушла, а вторая осталась, работая в убыток, но зная, что конкурентов у нее нет.

- Насколько серьезными конкурентами украинским участникам рынка являются иностранные компании?

-Насколько мне известно, что ни у компании Remondis, ни у компании Veolia особого экономического интереса работать на рынке Украины нет и расширять свое присутствие на нем они не намерены. Они держаться на нем больше с точки зрения перспективы и понимания, что когда-нибудь этот рынок будет рентабельным. Из украинских игроков все еще самой крупной компанией остается «ГринКо», которая сегодня работает в 5 городах. Остальные компании больше позиционируют себя на региональном уровне.

- С какими рисками сталкивается перевозчик, если он намерен начать работу в другом регионе?

Прежде всего, компания должна предложить условия, которые устроят заказчика. Для местных властей, это, прежде всего, тариф, также речь идет об определенном качестве и гарантиях. В некоторых регионах перевозчику навязывают не свойственные им услуги, например, убирать контейнерную площадку или вывозить строительные отходы,  спиленные деревья. В ряде городов перевозчиков заставляют убирать в радиусе 10 метров от контейнерной площадки. Часто в этом плане существуют определенные перекосы.

- То есть тарифы убыточны, конкуренция высокая, местные власти диктуют свои условия. Что же держит перевозчиков на этом рынке?

Этот бизнес - специфический. Если кто-то вложил в него определенные средства, вряд ли он может из него выйти. Ведь на мусоровозе вы уже не сможете возить, например, хлеб, или в мусорных контейнерах хранить овощи. Перепрофилировать этот бизнес невозможно. Если ты работаешь без прибыли, но хотя бы на уровне самоокупаемости, то уже уйти с рынка просто так ты не можешь. Вряд ли можно это кому-то продать, а если получиться, то только по бросовой цене. Поэтому если вы спрашиваете меня, чем живут работающие на этом рынке предприятия, то отвечу: они живут надеждой, что ситуация все таки измениться к лучшему.

Ржоткевич фото - глава асоциации Чиста Країна

 - Получается, что это рынок для крупных и сильных игроков?

Да, в отличии от украинских компаний, у крупных иностранных предприятий есть свободные средства, которые позволяют им занимать выжидательную позицию. И как только ситуация на рынке изменится, они дадут столько машин, столько контейнеров, столько сортировочного оборудования, сколько будет нужно, понимая, что в этом есть экономическая целесообразность. Они также могут расширять свои компании с помощью слияний и поглощений более мелких компаний.

 - Насколько обоснованным является введение раздельного сбора для населения?

 Если мы хотим достичь определенной глубины переработки при оптимальных инвестициях и технологиях, то какую-то форму разделения на уровне потребителя нужно проводить. Она введена сегодня в Киеве и еще некоторых регионах Украины. Сейчас отходы делятся на два ящика: черный – органические отходы, желтый – тара и упаковка. Еще отдельно можно сортировать стекло, но это тоже требует определенных затрат и сегодня экономически нецелесообразно. Тем не менее, среди населения должна вестись определенная разъяснительная работа, и должен быть все же сформирован определенный менталитет. Но чтобы ввести раздельный сбор, должны быть определенные условия. Глупо агитировать людей разделять мусор, если не стоят контейнеры для раздельного сбора. По нашим наблюдениям культура населения все же растет, у людей это входит в определенную привычку. Это уже не вызывает отторжения, но все еще необходимо проводить просветительскую работу, и прежде всего, ее нужно проводить с детьми. Ведь, когда мы не видим проблему из окна своего дома, то мы считаем, что ее не существует.

 - Что ждет рынок в ближайшей перспективе?

Я надеюсь, что ситуация будет улучшаться. Уже подаются в парламент определенные законопроекты или такие проекты, как например, «Чисте місто». Все это свидетельствует о том, что в обществе есть понимание. Я убежден, что в любом случае тариф на утилизацию бытовых отходов будет расти. Я считаю, что он должен подняться в 2 раза. На наш взгляд это не будет критичным для доходов семьи. В среднем, например, украинец тратит на утилизацию отходов не более 6 гривен, в то время как за тепло или воду – платежи в разы больше. Если в среднем утилизация будет стоить 12 гривен, я не думаю, что это пагубно отразиться на доходах семьи. Но это даст возможность для того, чтобы этот бизнес развивался. Но то, как поднимется тариф и какие будут условия работы на рынке– зависит от органов власти. 

Беседовала: Мария Цатурян

Реклама: Все растущее на земле приносит людям в той или иной степени пользу. В медицине мы используем лекарственные растения, в пищу мы употребляем овощи и фрукты. Вашему вниманию представлены семена капусты. Более детально ознакомиться с разнообразием данной культуры можно на сайте vladam-seeds.com.ua. Заходите и делайте свой выбор.

 
Комментарии (5)
I am1
19 октября 2012 г. 14:32
"У.К.", а вы случайно не знаете чем закончились разборки "Гринко" в Сумах? Их уже попросили оттуда или утрясли вопрос?
ІА «Україна Комунальна»2
19 октября 2012 г. 19:23
Шановний, I am! З наших "агентурних даних" нам відомо, що на даний час йдуть перемови. Маємо надію, що все закінчіться добре.
SERGEY1
20 октября 2012 г. 02:20
Мають закінчитися добре для кого ? Для Мінаєва ?
Мария Цатурян
21 октября 2012 г. 13:59
Для всех участников процесса, SERGEY
Геннадий Пивовар
23 октября 2012 г. 13:32
Это наверное единственный тариф, который полезно повышать, дабы приучить население как минимум, к уменьшению количества генерируемых отходов, к сортировке мусора, а потом, может, начнут складывать у себя то, что можно продать на вторсырье.