Рус Укр
ГлавнаяКомментарииКомментарииКанализация прорвет через бюджетные «дыры»
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Канализация прорвет через бюджетные «дыры»

О возможных путях выхода из существующей критической ситуации «Украине Коммунальной» рассказал председатель Комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК Юрий Бондарь
Новости по теме

Авария, которая произошла 17 января на коллекторе Бортнической станции аэрации, заставила киевлян задуматься о том, насколько надежны вообще очистные сооружения столицы. О возможных путях выхода из существующей критической ситуации «Украине Коммунальной» рассказал председатель Комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК Юрий Бондарь:

- Идея полного закрытия Бортнической станции аэрации не является реальной. БСА имеет три очереди мощностью 600 тыс. кубометров стоков в сутки каждая, что более чем в полтора раза превышает те объемы стоков, которые сегодня поступают. В целом из Киева и городов-спутников в среднем подается 900-950 тыс. куб. м стоков, а общая мощность БСА – 1,8 млн куб. м. Конечно, первая очередь старейшая, и ее необходимо наиболее кардинально реконструировать с применением новых технологий. В том плане реконструкции, который был разработан «Берлинвассер», говорилось о глубокой реконструкции насосной станции первого подъема, на коллекторе которой как раз и произошла авария. Планом также предусматривался капитальный ремонт второй и третьей очередей. Также в дальнейшем предполагалось строительство илосжигательного завода, который бы позволил утилизировать отходы БСА. При этом энергия, которая будет образовываться вследствие сжигания ила, может быть реализована по «зеленому» тарифу и использована для нужд самого Киевводоканала, ведь он сегодня является крупнейшим в городе потребителем электроэнергии. Можно было бы наладить генерацию тепла, которая тоже необходима для производственной деятельности предприятия. Излишки тепла можно было бы направить на нужды города.

Насколько надежны мощности Позняковского коллектора – этот вопрос находится под контролем специалистов. Но надо отметить, что три года назад на коллекторе произошла похожая авария, ее ликвидировали. И сейчас мы надеемся, что его мощностей будет достаточно. Ведь надо понимать, что нагрузка на коллекторы, водоводы, другие сооружения должна идти с коэффициентом 0,75. Поэтому заполнение существующих мощностей должно происходить не на все 100% для того, чтобы обеспечить резерв для нештатных ситуаций. Полностью выбирать существующие мощности очень опасно. Стоит отметить, что наличие трех очередей на очистных сооружениях города Киева дает возможность в случае необходимости (например, текущего ремонта или аварийных ситуаций) направлять сточные воды на свободные очереди и резервуары.

Так случилось, что в советское время строилось по одной станции на каждый крупный город и даже на целые регионы. И такая станция обслуживала большое количество потребителей – в отличие от европейских стран, где таких сооружений создавалось по нескольку в каждом городе. Каждый район крупных европейских городов имеет свое очистное сооружение, тоже с определенным резервированием Система задвижек и коллекторов позволяет в случае необходимости переключить поток стоков на другие направления. Но для того, чтобы в Киеве изменить существующую схему работы канализационных сетей, нужно привлечь огромные средства – не один миллиард гривен.

В 2008 году, когда мы утверждали программу развития канализационных сетей столицы,  расчетная стоимость составляла 1,8 млрд грн в ценах того времени. Но сюда не входило строительство илосжигательного завода и инфраструктуры, необходимой для его работы. На сегодня, если взять утвержденную программу и проиндексировать с учетом инфляции, то мы и получим примерно 3 миллиарда гривен. Если же добавить сюда стоимость строительства завода (которая по предварительным подсчетам должна была составить $ 150-400 млн), то как раз мы выходим на цифру в 5 миллиардов гривен, которая озвучивается в последнее время. Последних расчетов, касающихся работ по ликвидации аварии, я еще не видел, поэтому комментировать их не могу.

В свое время велись переговоры относительно кредитования работ по реконструкции БСА средствами Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Они и сейчас продолжаются, но когда речь идет о таких больших вложениях, то необходимо давать не только муниципальные гарантии, но и государственные. При получении таких кредитов необходимо планировать источники его возвращения. Ведь в Украине есть опыт таких работ на водоканалах других городов. Например, в Запорожье была проведена реконструкция очистных сооружений. И это сразу же повлияло на размер тарифов. Ибо откуда же брать деньги для того, чтобы вернуть сотни миллионов или миллиард кредита? Только с потребителей, которым гарантированно предоставляется качественная услуга, или из городского бюджета – за счет сокращения или отказа от других программ (строительство садов, здравоохранение, социальные программы).

Но в Киеве долгое время действуют социальные тарифы на энергоносители, и никто не хочет эти тарифы поднимать. Особенно сейчас, когда этот вопрос является политическим. Поэтому, когда мы говорим обо всех без исключения перспективных планах, мы должны понимать, что для их реализации необходимы большие средства. Но если посмотреть на бюджет города Киева, то огромные средства изымаются и идут в центр – около 7-8 миллиардов ежегодно – и остается денег только на разработку проектной документации, выплату зарплат и латание основных дыр. Если привлекать кредит, то сразу надо планировать, за счет чего его покрывать. В случае привлечения инвестиций надо понимать, что инвестор приходит в отрасль с желанием получить прибыль – пусть не прямо сейчас, в течение определенного времени, но – прибыль. А при том состоянии, в котором находятся сети столицы, на прибыльную их эксплуатацию рассчитывать не приходится. И здесь мы опять же возвращаемся к вопросу размера тарифов.

Касательно сроков, за которые нынешняя авария на БСА может быть ликвидирована, то здесь все зависит от темпов финансирования. Ведь и специалисты, и техника, и технологии для выполнения подобных работ имеются. Есть все основания для того, чтобы выполнить эти работы быстро. Теперь главное, чтобы финансирование поступило в необходимых размерах и в нужные сроки. Ведь, если вспомнить аварию трехлетней давности на Позняковском коллекторе, то ее можно было ликвидировать в течение трех месяцев. Но ввиду того, что средства из бюджета поступали очень медленно и неравномерно, работы растянулись на полтора года.

Сейчас решается вопрос срочного направления средств на устранение последствий аварии. На ближайшей сессии Киевсовета 26 января мы будем заслушивать первого заместителя председателя КГГА Александра Мазурчака с предварительным докладом по этой аварии, и тогда, возможно, появится больше конкретики и по срокам, и по цифрам необходимых расходов. Но кроме этого, актуальным остается вопрос капитальной реконструкции БСА. А чтобы защитить город от повторения подобных ситуаций, вообще необходимо в Генеральный план развития Киева включать каждый год финансирование программ, которые были в свое время разработаны, одобрены, поддержаны Киевсоветом. А именно, программы развития водопроводных, канализационных, тепловых, электрических и газовых сетей.

Беседовала Ольга Гальчинская 

 
Комментарии (0)