Рус Укр
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 




 


 

Если в кране нет воды

В ближайшие недели исполнится год с момента смены власти на одном из ключевых предприятий столицы – ЧАО АК «Киевводоканал». Впрочем, и информационные сообщения о работе компании, и проблемы, о которых

Тарифный план

На сегодняшний день ситуация с водоснабжением выглядит достаточно прилично. Вода в краны подается, стоки очищаются, аварийные бригады вовремя приезжают на большинство порывов трубопроводов. Что стоит за этим видимым благополучием? В самом «Киевводоканале» говорят о целом ворохе проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.

Во-первых, слишком низкий тариф на водоснабжение и водоотвод, который для киевлян сегодня составляет 3,18 грн/куб. м воды (не пересматривался с 2008 г.). Компания подала в Национальную комиссию регулирования рынка коммунальных услуг свои предложения о повышении тарифа. Согласно расчетам «Киевводоканала», с учетом роста минимальной зарплаты, стоимости очистных реагентов, горюче-смазочных материалов и электроэнергии, которая занимает до четверти себестоимости производства воды, ее куб должен стоить как минимум 5,48 грн. Официально расчетов компания не публиковала. Хотя 66,33% компании принадлежит городу (по данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины, 25,46% принадлежит КГГА напрямую, еще 67% принадлежит «Киевэнергохолдингу», 61% которого в свою очередь принадлежит КГГА), в Киевраде расчетов также не видели, сообщил корреспонденту ИА«Украина Коммунальная» член комиссии по вопросам ЖКХ Александр Клюс.

Во-вторых, целый ряд неоплачиваемых услуг, которые водоканал якобы покрывает за счет собственных ресурсов. Главная услуга – это поставка ресурса для горячей воды. Нормальная схема в других городах действует следующим образом: поставщик холодной воды (водоканал) предоставляет ее ТЭЦ (энергокомпании), которая за то платит, затем нагревает воду и поставляет услугу «горячее водоснабжение» потребителям. В Киеве предоставителя такой услуги нет. Как ни парадоксально это звучит, в «Киевводоканале» утверждают, что поставляют холодную воду «под нагрев» «в космос». И поэтому когда за нее никто не отчисляет водопроводчикам часть «горячего» тарифа, судиться тоже не с кем.

«Зацепку в законодательстве нашло «Киевэнерго» (компания фактически подконтрольна ДТЭК Рината Ахметова – авт.), - поясняет Александр Клюс. – Киеврада уже принимала решение определить эту компанию поставщиком горячей воды. Но в законе есть замечание – только по согласию самой компании. Суд энергетики у городских властей выиграли». Кроме горячей воды, «Киевводоканал» утверждает, что не получает деньги за обслуживание фонтанов, бюветов. По разным оценкам от 400 млн до 1 млрд. грн «водникам» должны ЖЭКи. И это несмотря на то, что уровень оплаты услуг водоснабжения населением в Киеве, по данным Госстата, составляет 101,2%. А реальная задолженность по поставкам воды – 83 млн грн. Финансирование из госбюджета на текущие нужды (капстроительство, капремонты, содержание городских канализационных и водопроводных труб) осуществляется лишь на десять процентов, утверждает советник председателя правления компании Виктория Яковенко.

Такая недоплата, а также низкий тариф, по ее словам, и привели к задолженности «Киевводоканала» перед «Киевэнерго» на уровне 800 млн грн за поставку электроэнергии. Нормальное предприятие с таким долгом уже давно обанкротилось бы. А кредитор за такую сумму уже давно затаскал бы должника по судам. Но оба «партнера» продолжают работать, поставлять воду, тепло и свет гражданам. Никаких видимых шагов по урегулированию конфликта не предпринимает и местная власть.

Выгода «хаоса» для власть имущих очевидна. Отсутствие поставщика услуг – это отсутствие ответственности за некачественные или вовсе непредоставленные услуги. А наличие тлеющего конфликта – это оправдание низкому качеству таких услуг и возможность спихнуть вину на номинального оппонента. Тем более, что у «Киевводоканала» таких конфликтов два – с «Киевэнерго» и с непосредственным хозяином – КГГА. «Киевводоканал намеренно вгоняют в долги заинтересованные бизнес-структуры, чтобы форсировать вопрос приватизации», — предлагает еще одну версию генеральный директор юридической группы «Коллегиум» и депутат Киевсовета Валерий Карпунцов. Но официально такие разговоры пока не ведутся. Тем более, что компания только «вернулась» (через суд) из оффшорных зон.

Зигзаги нового спрута

Отсутствие глобальной платежной дисциплины и порядка во взаимоотношениях между поставщиками и потребителями услуг – явление по меньшей мере странное для Валерия Ченчевого, председателя правления «Киевводоканала». Дело в том, что земляк Александра Попова, бывшего мэром Комсомольска Полтавской области (руководил КП «Полтававодоканал») прослыл достаточно эффективным борцом за законные коммунальные платежи населения. Неплательщиков водоканал отключал системами «Спрут» и «Зигзаг» (позволяют индивидуально перекрыть подачу воды в каждой отдельной квартире). Изобретение, кстати, прижилось не в одном областном центре Украины. На киевском водоканале, правда, внедрять такую систему не стали, в том числе и из-за слишком болезненного социального эффекта, который такие отключения могут дать на электорат.

Несмотря на такой новаторский опыт, с конфликтом вокруг «Киевэнерго» Валерий Геннадиевич ничего поделать за год так и не смог. Вопрос – хотел ли. Отношения с энергомонополистом он называет «партнерскими» и собирается разрешить все проблемы в ходе переговоров. Впрочем, ему не привыкать жить с долгами – полтавская компания, которой он руководил, перед его уходом также была в полуживом состоянии, имея 42 млн грн долгов. Из них местному облэнерго – около половины.

Вполне возможно, что какие-то активные действия в компании в направлении разруливания ситуации будут происходить ближе к концу года, когда, наконец, будут обнародованы результаты аудита работы предшественников г-на Ченчевого. Чтобы на них можно было переложить часть ответственности за свое бездействие. Эти результаты общественность хотела увидеть еще в апреле-мае, затем в июле, когда аудит якобы был завершен. Однако документ не обнародован до сих пор.

Нельзя исключать, что это связано с тем, что ситуация в «Киевводоканале» по сравнению с минувшим годом не слишком улучшилась, а по некоторым позициям даже стала хуже. Например, за 9 месяцев текущего года количество аварий на водопроводах увеличилось с 50 до 70 (на 40%). Количество отремонтированных трубопроводов также не впечатляет – всего 8 км из семитысячной сети (в 2010 году – около 12 км). В компании называют причиной такого положения дел недофинансирование: мол, меры, которые расписаны на водоканал в Программе социально-экономического развития Киева, профинансированы всего на 10% - 16% на канализацию и 5% на водопроводные сети. Из ежегодно необходимых 2 млрд грн из города поступает не более 150 – 200 млн грн. Однако, Александр Клюс утверждает: только с начала года компания получила 300 млн грн в виде увеличения уставного капитала и еще порядка 1 млрд грн получит в рамках программы.

Несмотря на «тотальное недофинансирование», «Киевводоканалу» все же удается реализовывать небольшие инвестпроекты. Например, автопарк аварийных бригад переведен на систему GPS-контроля, который позволяет экономить время и топливо, перебрасывая рабочих между точками порывов без заезда на базу. Кроме того, реализован проект по установке теплового котла на водопроводной насосной станции на Троещине, что позволит производить электроэнергию из альтернативных источников. На ряде коллекторов устанавливаются частотные распределители, позволяющие избежать гидроударов во время пиковых нагрузок на водопроводы. Откуда берутся деньги на такие проекты – вопрос, на который в «Киевводоканале» не дают ответа, утверждая, что работают на «заканчивающихся» внутренних резервах. Но ведь чем прозрачнее будут работать такого рода структуры, тем с большим доверием к ним будут относиться граждане. Пока же туманные тлеющие конфликты и отсутствие глобального прогресса в улучшении системы водоснабжения вынуждают граждан агрессивно реагировать на любые разговоры о повышении тарифов, саркастично улыбаться на призывы пить воду прямо из-под крана, и недоуменно пожимать плечами на просьбы не пользоваться стиральными порошками. Как бы сильно это не вредило очищающей стоки бактерии.

Какие проекты водоканала город намерен был профинансировать в 2011 году, тыс. грн. Данные: бюджет Киева на 2011 год\

v krane net vody rus

Андрей Иващенко, специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)