Рус Укр
ГлавнаяПубликацииГородские проекты Монополист в квартире: из чего состоит тариф исполнителя услуг?
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

Монополист в квартире: из чего состоит тариф исполнителя услуг?

Экс-директор расчетного департамента ПАО «АК «Киевводоканал» в декабре прошлого года раскритиковал составляющие тарифа исполнителя услуг холодного водоснабжения. Эти слова вызвали резонанс, поэтому "У.К." дает объяснение чиновника по этому поводу.

В декабре прошлого года на сайте «Украины Коммунальной» вышла публикация о тарифах исполнителя услуг холодного водоснабжения в Киеве. В статье автор использовал фрагменты моего комментария в контексте собственных предположений и выводов. Они вызвали резонанс, однако являются достаточно субъективными и не учитывают ряд внешних обстоятельств, которые нужно понимать для полноты картины. Итак, как этот процесс происходил в Киеве, читайте без купюр.

Принудительное заталкивание производителей услуг тепло- и водоснабжения в квартиры – это действительно ошибка. Но дело даже не в стоимости обслуживания потребителей и печати квитанций, а в общей собственности владельцев квартир – инженерных коммуникациях, с помощью которых они получают услуги. Но обо всем по порядку.
 
Поисковые системы в интернете позволяют читателям проверить, кто и какие реформы проталкивал и защищал свой интерес. Поэтому о возможном лоббизме Николаем Мартыненко законопроекта об исполнителях услуг, как это предполагает автор опубликованной статьи, судить не могу. Как я помню, тяжелой артиллерией в поддержку этого законопроекта ударили тепловики. Мнение других производителей не спрашивали – с водоканалов взять нечего, вечная нищета и долги, нормативка хромает. В результате 1 июля 2014 года ЗУ №1198 вступил в силу. В этот же день были повышены тарифы на коммунальные услуги в Киеве. Причем тариф «Киевводоканала» на холодную воду учитывал затраты только до внешней стены многоквартирного дома. А в тарифах на горячую воду для «Киевэнерго» сразу была предусмотрена функция исполнителя услуг, то есть с обслуживанием квартирного счетчика. Совпадение? 
 
А по-хорошему, монополистам следовало сразу бастовать против принятия этого закона. Но для тепловиков функция исполнителя формирует cashflow за счет загадочных формул стоимости кубометра горячей воды и гигакалории тепловой энергии. При таком удачном симбиозе бухгалтерии с физикой на забастовки не выходят. Особенно, когда горячую воду даже подавать не надо: лето 2014 года в части Киева прошло под лозунгом экономии газа, и люди до октября сидели без горячей воды.
 
Первые месяцы участники рынка и местные органы власти переваривали информацию: одни - радовались экономически обоснованным тарифам, вторые - избавлению от груза непопулярных решений об их повышении.
 
А потом оказалось, что в Киеве в домах коммунальной формы собственности практически нет базы данных квартирных счетчиков с датами поверки, типами, номерами и показаниями. И счета, которые киевляне получали из года в год от ЖЭКов, формировались на основе зачастую мифических цифр. Восполнить этот пробел можно только, пройдя все квартиры ножками. В это время столичный статус «Киевводоканала» сыграл злую шутку. С самозабвенным видом политики советовали киевлянам требовать бесплатной поверки счетчиков и не платить за холодную воду, пока это не будет сделано. Этим грешили даже адекватные юристы во главе с секретарем Киевсовета Алексеем Резниковым. Потребители и местные депутаты массово требовали бесплатной поверки. Аргументы, что функция есть, а тарифа на нее нет, а значит, нет штата и ресурсов на эту работу, были в принципе никому неинтересны.
 
Вместе с тем эта ситуация ускорила НКРЭКУ, которая в январе 2015 года (через полгода после вступления в силу ЗУ №1198) приняла процедуру утверждения тарифа исполнителя услуг по холодной воде и водоотводу. Так что первый результат, которым автор считает принятие тарифа исполнителя услуг именно для «Киевводоканала», – это всего лишь принудительное последствие окружающего популизма, который подтолкнул регулятора и КГГА.
 
Все это время киевские тепловики сидели в окопах, наблюдали и просто собирали по 2,5 гривны в кубометре за функцию исполнителя услуг. Когда вспомнили, что поверка счетчиков горячей воды тоже бесплатная, они резво закивали, что компенсируют стоимость поверки задним числом. Вы слышали хоть про одного потребителя, получившего такую компенсацию?

Теперь о деньгах

Тариф исполнителя услуг для «Киевводоканала» (1,548 гривны) условно можно поделить на 3 почти равных составляющих: зарплата (54 копейки), налоги и отчисления (46 копеек), техническое и консультационное обслуживание потребителей (54 копейки). Именно последний блок – это расходы на демонтаж, монтаж, поверку, транспортировку, опломбировку квартирных счетчиков. Он автоматически тянет за собой оплату труда инженеров и контролеров, которые должны выполнять эту работу в штате или по найму. Оплата труда влечет за собой налоговые и другие отчисления в Пенсионный фонд, соцстрах. Отказавшись от обслуживания счетчиков, а точнее – оставив его ЖЭКам или на счету самого потребителя – расходы исполнителя услуг можно было бы действительно сэкономить почти на треть. Но обслуживать квартирный счетчик по закону обязан исполнитель услуг, и значит, эти расходы должны быть в тарифе.

Бумажная работа

Каждый потребитель автоматически заключил договор с исполнителем услуг с того момента, как документ был публично обнародован. Согласно Гражданскому кодексу Украины это публичная оферта. Так что владельцам квартир не обязательно выстраиваться в очереди за договором. А вот для исполнителей услуг сбор бумажных данных о потребителях – это единственный способ сделать первичный срез информации. Он влечет за собой расходы на бумагу, принтеры, скрепки, электричество, базы данных и т.д.
 
Для 75% жителей многоквартирных домов Киева квитанции формирует и печатает КП «ГИОЦ», расходы, на что также предусмотрены в тарифе исполнителя. Оставшиеся четверть потребителей получают квитанции, напечатанные жилищными организациями (ОСМД или ЖСК), которые стремятся выйти из этой цепочки. Чтобы подхватить эту функцию, в водоканале в любом случае должна быть своя абонслужба с сохранением налаженного сотрудничества с КП «ГИОЦ». 
 
Увеличение персонала, связанного с функцией исполнителя услуг, - это неизбежный шаг, так как жилищно-эксплуатационные организации «умыли руки». Для консультационного и технического обслуживания 1,5 млн. потребителей нужно минимум 1 тыс. сотрудников. Но в существующий тариф было заложено небольшое увеличение штата, связанное только с обслуживанием счетчиков и заключением договоров.

Замедленное действие

Для каждого города тариф исполнителя услуг по холодной воде и водоотводу – индивидуален. Он зависит от уровня оборудования системами учета, объемов услуг, количества населения. Правда, государству до сих пор тяжело признавать, а потребителю переварить факт, что в итоге последний платит за все. Хоть налогами, хоть тарифами, но платит. И каждый звонок, письмо или пост в соцсетях с жалобами: почему они не берут трубку, почему нет сервисного центра рядом с моим домом, почему банк взял 5 гривен комиссии – это добровольное согласие на оплату этой услуги в тарифе, чтобы потом требовать ее получение. 
 
И если киевские исполнители услуг со скрипом, но выполняют нормы закона, то в большинстве регионов – тишина. Общественного давления нет, потребители менее требовательны, есть время ждать установления тарифа. Тем временем на уровне государства нет ключевого решения: как обслуживать внутридомовые сети, когда их владельцами являются собственники квартир, балансодержателями – жилищные организации, а используют для поставки услуг – их исполнители. И что делать с внутридомовыми потерями? Кто их должен оплачивать?
 
Эта проблема сейчас отодвинута на задний план, но закон «Про особенности осуществления права собственности в многоквартирном доме» обязывает совладельцев определить форму управления домом не позже 1 июля 2016 года. Будет ли это ОСМД, ЖЭК или другой управитель – определят жильцы. А значит отложенное решение по техобслуживанию домовых сетей, нормативам потерь и тарифам вскоре снова будет на слуху. И тогда владелец квартиры, вполне вероятно, предпочтет, чтобы исполнителем услуг была управляющая компания, которую он выбрал сам, а не получил автоматически. Это при условии, что потенциальный управитель нацелен на работу, а не только на сбор денег.
 
Станислав Каплуненко, директор Расчетного департамента ПАО «АК «Киевводоканал» в 2012-2015(июль)

Особой популярностью пользуются новостройки. Это один из экономных вариантов приобретения квартиры. На сайте www.0051234.ru Вашему вниманию представлены новостройки в Мытищи. Заходите и делайте свой выбор среди предложенного разнообразия квартир.

 
Комментарии (2)
Александр2
23 января 2016 г. 13:50
"Каждый потребитель автоматически заключил договор с исполнителем услуг с того момента, как документ был публично обнародован." Вы больше таких глупостей никому не говорите. Договор, тем более денежный, обязательно должен иметь подписи "продавца" и "покупателя".
Коля1
23 января 2016 г. 21:05
Та це щось нагадує міркування про намагання побудувати пристойну будівлю на фундаменті з багна.
Loading...

Погода, Новости, загрузка...
16